Словацкая музыка

Начало развития С. м. связано с ранним периодом истории зап. славян и культурой Великоморавской империи (9 — нач. 10 вв.), на территории к-рой сталкивались зап. и вост. влияния. Муз. фольклор богат песенными жанрами (лирич., эпич., бытовые, обрядовые, трудовые песни, баллады). Нар. песни отличаются развитой мелодикой (особенно жанр т.н. травниц) и рит-мич. разнообразием; песни гл. обр. диатонич. склада. В ладовом отношении нар. С. м. неоднородна. В основе древних крестьянских мелодий — разл. виды тетрахордов, для более поздних, валашских (пастушеских) типичны пентахорды, мажорные (чаще) и минорные. Для сев.-зап. и южных р-нов характерен лидийский звукоряд, для Зволенского края — миксолидийский, в вост. р-нах встречается звукоряд с ув. секундой. Б. ч. песен одноголосна, однако в нек-рых районах, в т.ч. в Вост. Словакии, существует многоголосие. Среди муз. инструментов (сопровождающих исполнение песен и танцев) — фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Наиболее распространённые танцы — фришка (быстрый 2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский мужской сольный, типа казачка, коломыйки).

В 13 в. возникли так называемые разбойничьи песни ("разбойниками" наз. борцов за права народа; любимый герой — Яношик, руководитель крестьянского восстания, ставший легендарной личностью); свободолюбивые мотивы в нар. С. м. усилились в 15 в. в связи с подъёмом антифеод. и освободит. движения. Тогда же под влиянием гуситов появились духовные песни (см. Гуситские песни; первые словацкие нар. духовные песни восходят к 14 в.). В 15 в. из Германии, Польши, Чехии, Австрии, Италии и гл. обр. из Нидерландов проникает культовая полифонич. хор. музыка, способствовавшая развитию проф. композиторского творчества; первые авторы культовой С. м., сформировавшиеся преим. под влиянием нидерл. школы, — Т. Линтнер, Ю. Бановский (хоралы и духовные вок. соч. других жанров исполнялись на лат. тексты в церквах Словакии ещё в 11 в.). Одноврем. получили распространение светская многогол. песня и инстр. музыка, исполнявшиеся странствующими музыкантами (при дворах феодалов). Центрами муз. жизни в эпоху Возрождения становятся Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края — Левоча, Кежмарок, Бардеёв. В 16 в. появилась историч. песня, отразившая события тур. войн и габсбургского владычества. Под влиянием идей Реформации возникла внелитургич. духовная песня на родном яз. (песни Я. Сильвана; сер. 16 в.). Среди композиторов 17 в., писавших полифонич. вок. и вок.-инстр. музыку, — Я. Шимбрацкий, З. Заревутиус, С. Боксхорн-Каприкорнус, Я. Куссер Старший, М. Поллентариус и А. Плинтовиц. В их культовых произв. значительны влияния итал. и нем. музыки эпохи барокко, к-рые проникли также в протестантскую и католич. духовную песню (сб-ки "Cithara Sanctorum" Ю. Трановского, 1636; католич. "Cantus Catholici" Б. Сёлёши, 1655). Образцы старинной инстр. музыки сохранились в т.н. Левочской табулатуре. В эпоху Возрождения и в 17-18 вв. в С. м. видное место занимали разл. танц. жанры, в т.ч. в стиле барокко, — инстр. пьесы для лютни, вёрджинела, фп. и др. клавишных инструментов. Сохранились "Кодекс Вьеториуса" и "Пёстрый сборник", содержащие обработки духовных песен, бытовых танцев, танц. сюиты и др. пьесы для клавишных инструментов; более поздние сб-ки песенных и танц. мелодий для струнных — собрание А. Сирмай-Кечер, 2 "Угровецкие рукописи" и др. В 18 в. распространяются нар. песни куруцев, в 19 в. — нововенг. песня, в создании которой участвовали также словацкие музыканты.

В 18 в. получили развитие оригинальный жанр — т.н. францисканская пастораль с ярко выраженными внелитургич. и нар.-песенными элементами (соч. П. Баяна, Э. Пасхи), а также арии и кантаты (произв. Я. Францисци, А. Шкультетого, Ф. К. Будинского, Г. Деттельбаха, П. Рошковского). Во 2-й пол. 18 в. в городах Словакии ставились итал. оперы и нем. зингшпили в исполнении странствующих трупп (сначала при дворе, с 1776 — в т-ре в Братиславе). В кон. 18 в. на С. м. сильное влияние оказывала венская классическая школа, а также чеш. музыканты; концерты венских и пражских мастеров вносили большое оживление в муз. жизнь. В Братиславе известные солисты выступали в аристократич. салонах; устраивались также публичные концерты выдающихся музыкантов-гастролёров из др. стран — Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Среди слов. композиторов 2-й пол. 18 в., продолжавших традиции классицизма, — А. Циммерман, Ф. Тост, Ф. П. Риглер, Й. Дружецкий, позднее Г. Клайн и Ф. Зомб. Развитие нац. муз. иск-ва тормозилось многовековым двойным гнётом — австрийским и венгерским. Интерес к нац. муз. культуре возник лишь в нач. 19 в. и выражался в обращении к нар. песне; поэтич. сторону слов. фольклора изучали поэты Б. Таблиц и Я. Коллар, историк и филолог П. Й. Шафарик, к-рый совм. с Колларом опубликовал и первые записи слов. нар. песен. К 1830-м гг. в С. м. наметились 2 направления, представленные, с одной стороны, композиторами зап. ориентации, с другой — музыкантами, опирающимися на нац. традицию. Последние, ставя перед собой просветит. задачи, стремились к пробуждению нац. самосознания. К их числу относятся М. Сухань и Л. Фюреди, к-рым принадлежат первые обработки нар. мелодий. С 1860-х гг. усилилось движение за нац. возрождение, появилось первое поколение слов. композиторов, в творчестве к-рых важное место занимали обработки нар. песен и собств. хор. сочинения (Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмера, К. Руппельдт, М. Лацьяк). Многие из музыкантов занимались собиранием и изучением нар. С. м. (Л. Ванса, Кадавы и др., а также венг. комп. Б. Барток). Наиболее значит. собрание — "Словацкие песни" (подготовили Кадавы, К. и М. Руппельдты, Я. Меличко; выходило отд. тетрадями в 1880-1906, тт. 1-3; 2-е изд. — 1972-73, тт. 1-2, ред. Л. Галько). Основоположник нац. школы — Я. Л. Белла, автор оперы "Кузнец Виланд", кантаты "Свадьба Яношика", симф. поэмы "Судьба и идеал" (1874; одно из лучших его соч.), симф., камерно-инстр. (в т.ч. струн. квартета g-moll) и вок. сочинений. Из его современников выделяется рано умерший талантливый комп. Ванса, приобретший известность своими "Песнями Татранских соколов" (посв. героям словацкой Революции 1848-49). В кон. 19 — нач. 20 вв. песни, хоры, оперетты и фп. музыку писали Ш. Файнор, Б. Булла, М. Лихард, Л. Изак-Лиховецкий, М. Францисци. Однако им недоставало проф. композиторского мастерства (сказывались трудности в получении муз. образования в условиях нац. и социального гнёта). Новый этап в развитии нац. школы связан с творчеством М. Мойзеса (камерно-инстр., вок. и орк. соч.), В. Фигуша-Бистри (опера "Детван" на сюжет слов. поэта 19 в. А. Сладковича, обработки нар. песен, романсы, инстр. пьесы), М. Шнайдер-Трнавского (песни, хоры), Ф. Кафенды (сочетал позднеромантич. выразит. средства с элементами вост.-европ. музыки и слов. фольклора). Развитие хор. музыки во 2-й пол. 19 в. связано с деятельностью хор. об-в; созданы Братиславское певч. об-во (1857), Братиславский хор. кружок (1872); пропаганда нац. музыки велась также через рабочие хор. кружки ("Типография", 1872; "Свободная песня", 1893, и др.).

В 1919 в Братиславе созданы оперная труппа в Словацком нац. т-ре (1-й спектакль — 1 III 1920), смешанный хор "Зора" (1919), Акад. хор. об-во и Хор словацких учителей (оба в 1921), инстр. ансамбль при Радио (1928; на его основе в 1933 создан оркестр), Муз. школа (1919; в 1927 преобразована в Муз. и драм. академию, в 1941 — в консерваторию). Значит. роль в муз. жизни играли любительские муз. коллективы, особенно хоры. Среди композиторов, представлявших нац. школу 2-й пол. 1930-х гг. — А. Мойзес, Э. Сухонь, Л. Голоубек, Я. Циккер, Д. Кардош, А. Оченаш, Ш. Юровский. Для их творчества характерно сочетание нар.-нац. истоков с новейшими средствами композиции того времени; воздействия вост.-европ. и франц. музыки оттеснили ранее преобладавшее нем. влияние. Стилистически С. м. близка соч. Б. Бартока и З. Кодая в Венгрии, К. Шимановского в Польше, Л. Яначека, Б. Мартину, В. Новака и Й. Сука в Чехословакии, а также произв. раннего творчества Стравинского. В творчестве словацких композиторов 1930-40-х гг. важное место занимали темы протеста против социального гнёта в бурж. гос-ве и антивоенные (увертюры "Никола Шугай", "Дружина Яношика" и кантата "Демонтаж" А. Мойзеса, кантата "Псалом земли Подкарпатской" Сухоня, кантата "Cantus filiorum" — "Песнь сынов", симф. соч. Циккера). В годы 2-й мировой войны 1939-45 Циккер, Т. Андрашован и другие музыканты Словакии активно участвовали в Движении Сопротивления, в Словацком национальном восстании.

После образования народно-демократич. республики в 1945 муз. жизнь страны демократизируется. В стране создаётся сеть муз. учреждений: Восточнословацкий нац. т-р и Гос. филармония в Кошице (1945), Словацкая филармония с симф. оркестром и смешанным хором (1949), Словацкий струн. квартет (1945), Братиславский струн. квартет (1948) и др. камерно-инстр. ансамбли и хоры, в т.ч. ансамбль нар. песни и танца "Лучница" (1948) и СЛУК (1949), Армейский художеств. ансамбль (1951), Гос. камерный оркестр в г. Жилина, Словацкий камерный оркестр (1960). Организованы Высшая школа изящных иск-в в Братиславе (1949; включает муз. ф-т), кафедра музыковедения на философском ф-те Ун-та им. Я. А. Коменского, Ин-т музыковедения Словацкой АН (с 1951; ныне Ин-т искусствознания). В 1955 осн. Союз композиторов (в 1949-54 словацкие композиторы входили в общегос. Союз чехословацких композиторов). Стали издаваться муз. журн. "Slovenskб hudba" (1957-72) и газ. "Hudobnэ zivot" (с 1966). Развитию этих учреждений, коллективов и органов печати способствовала целенаправленная демократич. политика социалистич. гос-ва в области культуры. В произведениях словацких композиторов получили отражение перемены в политич. и обществ. жизни. Творчество совр. композиторов отличается стилистич. разнообразием. Наивысшие достижения С. м. 1950-1960-х гг. — оперы Сухоня ("Крутнява", 1949; "Святоплук", 1959) и Циккера ("Яношик", 1954; "Бег Баязид", 1957; "Воскресение", 1962; "Мистер Срудж", 1963; "Игра любви и смерти", 1968; "Кориолан", 1973). Активизируется деятельность композиторов старшего поколения (М. Вилец, Й. Грешак, О. Ференци). К среднему поколению относятся М. Коржинек, Я. Циммер, Л. Бурлас, И. Грушовский и др. Продолжая развивать традиции С. м., они ищут новые пути развития муз. иск-ва. Среди совр. композиторов — И. Зельенка, Р. Бергер, М. Базлик, И. Парик, Ю. Гатрик, Т. Сальва. Среди исполнителей: дирижёры — Л. Словак, Л. Райтер, О. Ленард, Б. Режуха и чехи З. Билек и З. Кошлер; пианисты — М. Карин, К. Гавликова, И. Палович, Р. и С. Мацудзиньские, П. Топерцер, М. Лапшанский; скрипачи — А. Можи, Т. Гашпарек, Б. Вархаль, П. Ми-халица, Е. Шпиткова; певцы — М. Чесанёва, М. Кишонёва, Я. Благо, Ш. Гоза, Г. Папп, Л. Барицова, Ю. Мартвонь, Э. Китнарова, О. Малаховский, А. Кухарский, П. Дворский, Г. Бенячкова; музыковеды — Э. Заварский, Й. Шамко, Й. Кресанек, Л. Мокры, О. Эльшек, Л. Бурлас, Л. Ленг, З. Новачек, И. Вайда и др. Созданы значит. труды в области муз. этнографии и муз. теории.

Литература: Horejs A., О slovenskej hudobnej tvorbe, Brat., 1928; Zagiba F., Dejiny slovenskej hudby od najstarsнch cias az do Reformбcie, Brat., 1943; Bokesovб Z., Slovenskб hudba, Brat., 1947; Hudec К., Vэvin hudobnej kultъry na Slovensku, Brat., 1949; Potъcek J., Sъpis slovenskэch hudobnoteoretickэch prбc, Brat., 1955, раздел "Hudobnнny a literatъra о hudobnнkoch za r. 1950-52. Doplnky do г. 1949"; его же, Sъpis slovenskэch hudobnнn a literatъry о hudobnнkoch, Brat., 1952, sv. 1-2, 1967; Novбcek Z., Sъcasnб slovenskб hudobnб tvorba (1945-1954), Brat., 1955; Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Sнp L., Slowakische Musik, Prag., 1959; Hrusovskэ I., Slovenskб hudba v profiloch a rozboroch, Brat., 1964; Mоkrэ L., Tvrdon J., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1964; Mokrэ L., Slovenskб hudba, в кн.: Ceskoslovenskб vlastiveda, dнl 9, Umenн, Sv. 3, Hudba, Praha, 1971.

Л. Бурлас, В. H. Егорова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me