схоластика

СХОЛАСТИКА (от греч. стхог) и лат. schola — научная школа, диспут, ученый доклад) — одна из двух, наряду с мистикой, школ религиозной философии в Средневековой Европе. Если мистики стремились постичь Бога в экстатическом созерцании, то схоласты использовали для обоснования своей религиозной веры методы рационального исследования текстов Священного Писания и Священного Предания.

Различают три этапа развития С. Ранняя С. (9—12 вв.) формировалась в спорах о методах диалектики, т.е. о приемах рационального обоснования религиозных положений. Итог этих споров резюмировал Ансельм Кентерберийский в формуле «credo, ut inteligam» («верую, чтобы понимать»). Высокая С. (13 — начало 14 вв.) заслужила свое название благодаря тому, что привлекла для рационального обоснования веры логику и философию Платона и Аристотеля. Ее вершиной стало учение Фомы Аквинского. Поздняя С. (14—15 вв.) была эпохой кризиса, вызванного усиливающимися призывами перейти от умозрений к эмпирическому изучению природы. Как направление религиозной философии, С. существует и сегодня, прежде всего в различных направлениях неотомизма.

Представление о средневековой С. как о мудрствовании по пустякам — ошибочно. Она анализировала фундаментальные смысложизненные проблемы. Так, парадигмальный образец схоластической дискуссии — длившийся с 11 по 15 вв. спор об универсалиях — был призван обосновать ответ на вопрос: может ли Бог, оставаясь единым и неделимым, существовать в трех лицах? А этим ответом определялся исход борьбы между монотеизмом и «троебожием». Др. образец схоластической дискуссии — о свободе воли — был напрямую связан с основным вопросом теологии — о спасении. Но схоластические споры были, конечно, предельно далеки от тех насущных проблем, которыми люди занимались в повседневной жизни.

Схоласты исходили из убеждения, что потенциально ответы на эти и подобные им вопросы уже даны в Священном писании и текстах отцов Церкви. Эти тексты не просто истинны, — они содержат всю истину. Нужно лишь вычитать ее оттуда. А это значит, что методологический фундамент С, определяющий все др. ее черты, — это догматизм. Схоластов непосредственно интересовала не мудрость самого мира, а мудрость тех, кто ее постиг. Труды схоластов — это продукты герменевтического анализа; это книги, рожденные книгами. На разработку новых идей фактически было наложено табу. Схоластические диспуты велись не о том, истинны ли авторитетные тексты, а о том, истинны ли их интерпретации. Силы лучших умов Европы были брошены на экспликацию и систематизацию того, что уже создано.

Оказавшись в столь узком интеллектуальном пространстве, схоласты направили свою энергию на решение тех проблем, которые еще оставались в их компетенции: на разработку методов дедуктивного вывода, экспликации, дистинкции и дефиниции. Полученные результаты сразу же испытывались в спорах по сложнейшим, а подчас и принципиально неразрешимым, проблемам; напр., по вопросу, как совместить божественное всемогущество со свободой человеческой воли. Неудачи толкали к поиску новых методологических приемов, новым дистинкциям и т.д. Эта интенсивная и в высшей степени профессиональная работа, продолжавшаяся более шести веков, создала терминологический и логический аппарат для науки в современном, галилеевском, смысле. И не только. Как замечает В. Гамильтон, наша обыденная речь своей точностью и аналитической тонкостью обязана, главным образом, схоластам. Совершенствование правил рациональной обработки уже имеющегося знания и, как следствие, придание ему классической формы к началу 16 в. было, в основном, закончено. Табу на исследования самой действительности было снято. Ф. Бэкон объявил начало новой, индуктивной эпохи в развитии европейской науки.

Но схоластический метод оказался на удивление универсальным, применимым и во вполне светских исследованиях. Поэтому сегодня С. обычно называют не само учение средневековых схоластов, а их метод и результаты применения этого метода за пределами теологии. И раньше и теперь С. в этих двух ее ипостасях критикуют с двух диаметрально противоположных точек зрения. Самой массовой является критика снизу. Она обусловлена тем, что для большинства даже образованных людей проблемы, обсуждаемые схоластами, непонятны и неинтересны. А без понимания этих проблем и филигранный герменевтический анализ схоластов, и их сверхтонкие семантические дистинкции (чего стоит одно различение существования, сущего и бытия) выглядят бессмысленными и бесполезными. Критика С. «сверху» направлена не на природу обсуждаемых схоластами проблем и не на метод их обсуждения, а на злоупотребления этим методом, на применение его за границами его значимости. В развитии любого научного сообщества есть периоды, когда практически вся его деятельность сводится к экспликации с помощью дистинкции и дефиниций «классических» текстов, извлечению из них дедуктивных следствий и систематизации этих следствий. Т. Кун называет такие периоды в развитии науки нормальными. Критика С. сверху — это не запрет такого рода деятельности, а указание на недопустимость редуцирования к ней всей деятельности научного сообщества на всех этапах его истории. Такая редукция далеко не всегда вызвана тяжелыми социальными условиями. В начале 1920-х В.И. Ленин открыто называл людей, считающих, что в произведениях классиков марксизма есть ответы на все вопросы, «просто дураками». И тем не менее «комментаторство» стало неизлечимой болезнью философии в 20 в.

Т.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Схоластика — (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школьный, учёный, schole̅́ — учёная беседа, школа) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии... Большая советская энциклопедия
  2. схоластика — -и, ж. 1. Господствующее направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов. Малый академический словарь
  3. СХОЛАСТИКА — СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. σχολαστικός – школьный) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения... Новая философская энциклопедия
  4. СХОЛАСТИКА — СХОЛАСТИКА (от греч. scholasti-cos — школьный, ученый) — англ. scholastics; нем. Scholastik. 1. Тип религиозной философии... Социологический словарь
  5. СХОЛАСТИКА — (лат. scholastica, от греч. sxolastixos — ученый, sxoln — ученая беседа, школа) — официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике... Советская историческая энциклопедия
  6. схоластика — орф. схоластика, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. схоластика — Схола́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. Схоластика — (лат. scholastica — школьный, учёный) религиозная философия, в широком смысле — особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования, господствовавший в Западной Европе в 11-15 вв. Центральная проблема С. — отношение веры и разума. Педагогический терминологический словарь
  9. схоластика — Заимств. в XIX в. из лат. яз., где scholastica «школьные диспуты, риторические упражнения» — суф. производное от schola «ученое собеседование, диспут, лекция» < «школа» — < греч. scholē «школа» < «досуг». См. школа. Этимологический словарь Шанского
  10. схоластика — СХОЛАСТИКА, и, ж. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. | прил. схоластический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. СХОЛАСТИКА — СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholaslica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции... Новейший философский словарь
  12. схоластика — СХОЛ’АСТИКА, схоластики, мн. нет, ·жен. (·греч. scholastike от schole-школа). 1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., ·ист. ). Толковый словарь Ушакова
  13. схоластика — СХОЛАСТИКА -и; ж. [от греч. scholastikos — учёный] 1. Господствующее направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов. Ранняя средневековая с. Толковый словарь Кузнецова
  14. схоластика — СХОЛАСТИКА ж. греч. философия внешности, основанная на логике или на диалектике; вообще, школярство, школярное направленье, сухое, тупое, безжизненое. схоластик, человек схоластического духа; педант, сухой школяр. Толковый словарь Даля
  15. Схоластика — Слово "С." происходит от лат. Schola (греч. σχολή), школа, или, ближе, от производного "Scholasticus" — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. Схоластика — (лат. scholastica от греч. — школьный) (от лат. scholastikos – ученый, школьный, от гр. schole – школа) 1) средневековая религиозная философия... Словарь по культурологии
  17. схоластика — Схоластики, мн. нет, ж. [греч. scholastike от schole – школа]. 1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., истор.). Большой словарь иностранных слов
  18. СХОЛАСТИКА — СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам... Большой энциклопедический словарь
  19. схоластика — схоластика I ж. Средневековая философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. II ж. Бесплодное умствование. Толковый словарь Ефремовой
  20. схоластика — схола́стика Книжное заимств. из лат. scholastica, напротив, схола́стик представлено уже в цслав., ст.-слав. схоластикъ (Супр.). Из греч. σχολαστικός. Этимологический словарь Макса Фасмера