деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения,

Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно наличие целевой детерминации, направленной не просто на преобразование, а на развитие форм культуры. В этом смысле Д. является такой формой активности, которая по самой своей природе способна к неограниченному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основе программ.

Если для биологически ориентированного поведения характерна целенаправленность, то Д., не исключая ее, предполагает возможность свободного целеполагания, перманентного конструирования новых целей. Для Д. как свободного целеполагания, в отличие от целенаправленного поведения, нет каких-либо непреодолимых ограничений. В этом отношении Д. в принципе не ограничивается только проекцией субъекта на объект, т.е. активность субъекта не связывается лишь с преобразованием объекта в соответствии с его программами, целями и установками. В результате того, что субъект вовлекается в Д., он изменяется, меняется форма его «субъектности». Таким образом, рамки категориальной пары субъект—объект являются слишком узкими для теоретического схватывания феномена Д. Последнее обстоятельство обусловило то, что категория Д. часто конституировалась в качестве базисной при попытках создания универсальной философской методологии.

Существуют различные классификации форм Д.: духовная и материальная, игровая, учебная, трудовая и нетрудовая и т.д. Выделяют различные типы Д.: исследование, конструирование, проектирование и т.д. Акт Д. представляет собой структуру, состоящую из нескольких элементов: материал преобразования, продукт действия, средство, цель и др.

Категория Д. является полифункциональной. Во-первых, перечисленные особенности Д. делают понятным ее эвристичность в качестве теоретического ядра гуманитарных наук (наук о человеке). Д. является предметом научного изучения в различных дисциплинах (в социологии, психологии, лингвистике и т.д.). Во-вторых, категория Д. в качестве объяснительного принципа выражает универсальное основание человеческого мира. В такой функции Д. трактуется как онтологическая категория. Предпосылки подобной трактовки можно найти еще в античной философии. В этой связи следует отметить понятие «энергии», введенное Аристотелем. Позднее это понятие получило некоторую разработку в неоплатонизме, но затем оказалось почти забытым в западной философии, перейдя в ведение религиозной антропологии, где использовалось в связи с проблемой обожения. В качестве универсального основания человеческого мира категория Д. окончательно утвердилась, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре лидирующей стала новая, секулярная концепция личности и общества. Социальные изменения стали нормой общественной жизни, Личность стали понимать как рациональную, характеризующуюся многообразными направлениями инициативы и активности. Д. стали трактовать как основание и принцип всей культуры. Большую роль в становлении такого понимания сыграл Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел Фихте, рассматривая субъект Я как чистую самодеятельность, как свободную активность, создающую мир не-Я и ориентирующуюся на этический идеал. Гегель трактует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. в ее высших формах — рефлексии и самосознания. Такой подход позволил Гегелю построить целостную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства). Категория Д. и связанное с ней представление об общественно-исторической практике стали ключевыми в творчестве Маркса.

Примерно со второй половины 19 в. рассмотрение категории Д. велось по трем различным линиям. С одной стороны, имел место поиск принципиально не-деятельностных образований (воля, ценности, общение и др.), а также феноменов, рамочных для самой Д. (бессознательное, иррациональное, жизненный мир и др.). С другой стороны, категория Д. находит широкое применение в различных дисциплинах. В. Гумбольдт впервые представил язык как Д., сформулировав тезис о том, что не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком. Различные теории Д. возникают в социологии (М. Вебер, Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Мангейм, П. Бурдье, Н. Луман). В культурно-исторической теории Л.С. Выготского (и основанной им психологической школе) мышление было рассмотрено как результат овладения практическими действиями и свойственной им логики. Категория Д. является центральной для генетической эпистемологии Ж. Пиаже и когнитивной науки. На основе данной категории возникло несколько педагогических школ (Дж. Дьюи, В.В. Давыдов, мыследеятельностная педагогика и др.).

С третьей стороны, предпринимались попытки построение общей теории Д. (праксеология Т. Котарбиньского, мыследеятельность Г. П. Щедровицкого, теория «куматоидов» М.А. Розова). Здесь, как и в предыдущем направлении, категория Д. связывалась с системными представлениями. Поиски адекватной формы (или языка) для создания онтологии Д. приводили философов или тех ученых, которые поднимались до уровня философских проблем, к представлению о схемах.

Разработка категории Д. привела к критике узко понятой активистской установки человека к миру, в частности как проектирования и чисто искусственного построения Д. Этот вопрос связан с пересмотром представлений о субъекте Д., в том числе с переходом от понимания субъекта как субъекта лишь индивидуальной Д. к признанию в качестве первичной формы Д. ее совместного, коллективного выполнения.

Одним из важнейших положений эпистемологии является принцип, согласно которому предмет исследования всегда дан в форме некоторой Д.

Ф.М. Морозов

Лит.: Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека к а к философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974; Иванов В.П. Человеческая деятельность — Познание — Искусство. Киев, 1977; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990; Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М, 1995; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997; Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999; Круглый стол «Деятельность, культура, человек» // Вопросы философии. 2001. № 2, 3; Activity Theory and Social Practice: Cultural-Historical Approaches. Aarhus, 1999.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. деятельность — -и, ж. 1. Работа, занятие в какой-л. области. Педагогическая деятельность. Общественная деятельность. □ По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посвятить себя кабинетным занятиям, профессорской деятельности. Куприн, Молох. Малый академический словарь
  2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Новая философская энциклопедия
  3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — англ. activity; нем. Tatigkeit. Специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Социологический словарь
  4. деятельность — Де́/я/тельн/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Деятельность — Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного... Большая советская энциклопедия
  6. деятельность — орф. деятельность, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. деятельность — Направляемое мотивированной целью взаимодействие человека с природой и обществом. Деятельность человека, направленную на достижение ближайшей цели, называют единицей жизни. Толковый переводоведческий словарь
  8. деятельность — • активная ~ • бешеная ~ • неутомимая ~ Словарь русской идиоматики
  9. Деятельность — Активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Осн. видом человеческой... Педагогический терминологический словарь
  10. Деятельность — Динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность. Объектами криминалистических исследований являются преступная Д. и Д. по раскрытию и расследованию преступлений. Криминалистическая энциклопедия
  11. деятельность — см. >> деятельный Словарь синонимов Абрамова
  12. деятельность — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? деятельности, чему? деятельности, (вижу) что? деятельность, чем? деятельностью, о чём? о деятельности 1. Деятельностью называют работу, занятие в какой-либо области. Научная, общественная, хозяйственная деятельность. Толковый словарь Дмитриева
  13. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Большой психологический словарь
  14. деятельность — АКТИВНЫЙ — ПАССИВНЫЙ Активно — пассивно (см.) активность — пассивность (см.) актив — пассив Активный участник — пассивный участник. Активная роль — пассивная роль. Словарь антонимов русского языка
  15. деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -и; ж. 1. Работа, занятие кого-л. в какой-л. области. Педагогическая, научная, общественная д. Д. по распространению юридических знаний. Кипучая д. Д. в области экономики. Жажда деятельности. 2. чего или какая. Толковый словарь Кузнецова
  16. деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и, ж. 1. Занятия, труд. Научная д. Педагогическая д. 2. Работа какихн. органов, а также сил природы. Д. сердца. Д. вулкана. Толковый словарь Ожегова
  17. деятельность — См. делать Толковый словарь Даля
  18. деятельность — Д’ЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). Работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова
  19. деятельность — деятельность ж. 1. Специфическая активность человека по познанию и преобразованию окружающей действительности. || Работа, занятие в какой-либо области. || Индивидуальная трудовая деятельность. 2. Действие сил природы. 3. Работа организма, отдельных его органов. Толковый словарь Ефремовой
  20. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Большой энциклопедический словарь
  21. Деятельность — Совокупность действий, объединенных общностью субъекта (напр., Д. Петра В.), или качества (полезная Д., бесплодная Д.), или предмета (художественная Д., экономическая Д.). См. Действие. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей... Новейший философский словарь