Синагога

I.

Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как «собрание» (Иак 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 — букв. «в синагогу вашу»); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9; 3:9 — в Синод. пер. — «сборище сатанинское»). В новозаветное время С. были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в рассеянии (см. Рассеяние) (Деян 13:5; 17:17), и вообще «по всем городам» (Деян 15:21). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. — «сыны пророческие»). Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. — «скопище»), а Иак 2:2 относит и к христ. собранию (в Синод. пер. — «собрание»).

II.

Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возм., что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возм., свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар 23:8 и след.; в Синод. пер. здесь евр. коганим — «священники» передано как «жрецы»). «Места собраний Божиих», о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм., были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. до Р. Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р. Х.). Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р. Х.). Рим. авторы пишут без дополнит. пояснений о «местах молитвы» (греч. просеухэ), т.е. о С. Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р. Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в рассеянии (см. Рассеяние), чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на к-рое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С. диаспоры).

III.

О строит-ве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении — в нише или в особом шкафчике или ларце («ковчег») — на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кр. того, в С. должны стоять два семисвечных см. Светильника (ср. Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа — умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, к-рые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р. Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возм., рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след.).

Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто — восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины — на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. (Деян 13:15), кантора и раввина.

IV.

Синагогальное богослужение состоит из благодарств. и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел — Пс 112-117). Богослужение в С. всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой. Кульминац. моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль — «Слушай, Израиль», состоящая из Втор 6:4-9; 11:13-21; Чис 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (см. Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем — сво-его рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11).

V.

Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9). Павел регулярно ходил в С. (Деян 9:20; 13:5,14 и след.; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45 и след.; 17:5 и след.; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. см. Учебные занятия см. Училище.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Синагога — (от греч. synagoge — собрание, место собрания) в Иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине в 4 в. до н. э. и в Египте в 3 в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры (См. Большая советская энциклопедия
  2. синагога — -и, ж. В иудаизме — молитвенный дом, а также община верующих. Нам часто случалось видеть еврейские свадьбы… Самый обряд совершался на площади, перед синагогой. Короленко, Братья Мендель. [От греч. συναγωγή — собрание] Малый академический словарь
  3. СИНАГОГА — (греч. synagogn — община) — в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине (4 в. до н. э.) и Египте (3 в. до н. э.). После разрушения Иерусалимского храма (1 в. н. э.) и расширения диаспоры (евр. колонии вне Палестины)... Советская историческая энциклопедия
  4. синагога — Синаго́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. синагога — орф. синагога, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. Синагога — (Бейт кнесет) Особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме С, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома Учения — "Батей мидраш", в которых изучали Тору и совершали молитву. Энциклопедия иудаизма
  7. синагога — СИНАГОГА и, ж. synagogue f. <�гр. synagoge собрание; соединение, союз. 1. Еврейский молитвенный дом, молельня. БАС-1. Жидовского некоего синагога. Кантемир Соч. 2 360. Нет никаких строений, кроме весьма бедных домов и синагогов Еврейских. Словарь галлицизмов русского языка
  8. синагога — Здание для религиозных собраний иудеев, молельня. Краткий церковнославянский словарь
  9. Синагога — (Мф 12:9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  10. синагога — см. >> храм Словарь синонимов Абрамова
  11. синагога — Синаг’ога — община или собрание евреев данной местности (Иоан.9:22 ; Иоан.12:42 ; Деян.9:2), а также здание, в котором они собирались для чтения Священного Писания, молитв и некоторых обрядов. Библейский словарь Вихлянцева
  12. Синагога — (от греч. synagogi — собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три-пять нефов... Художественная энциклопедия
  13. синагога — Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где synagōgē «синагога» < «место собрания» < «собрание, сход» (syn «со», agō «собираюсь»). Этимологический словарь Шанского
  14. Синагога — (греч. sunagwgh — собрание, место собрания) в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три — пять нефов... Архитектурный словарь
  15. синагога — СИНАГОГА -и; ж. [от греч. synagōgē — собрание] В иудаизме: молитвенный дом. Еврейская с. Здание синагоги. Верующие собрались возле синагоги. // Община верующих иудеев. ◁ Синагогальный, -ая, -ое. С. староста. Синагогный, -ая, -ое. С. служка. Толковый словарь Кузнецова
  16. синагога — СИНАГОГА, и, ж. Иудаистский храм. | прил. синагогальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  17. синагога — СИНАГ’ОГА, синагоги, ·жен. (·греч. synagoge — собрание). 1. Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония. 2. Религиозно-общинная организация у евреев (·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  18. синагога — СИНАГОГА ж. евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня. || Совокупность ученых раввинов, их толкованье и ученье. Толковый словарь Даля
  19. Синагога — (греч. synagoge – собрание) в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих. Словарь по культурологии
  20. синагога — Синагоги, ж. [греч. synagoge – собрание]. 1. Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония. 2. Религиозно-общинная организация у евреев (устар.). Большой словарь иностранных слов
  21. СИНАГОГА — СИНАГОГА (от греч. synagoge — собрание) — в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих. Большой энциклопедический словарь
  22. синагога — синаго́га Из греч. συναγωγή "собрание, сходка". Ударение русск. слова отражает влияние нем. Synagoge или франц. synagogue; см. Преобр. II, 287. Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. синагога — синагога ж. Молитвенный дом и религиозная община иудеев. Толковый словарь Ефремовой
  24. Синагога — (греч. συναγωγή, соответствует еврейскому kenesset — собрание, beth hakenesset — дом собрания) — так называются у евреев богослужебные здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования Священного Писания, но не для жертвоприношений. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона