Макам

(араб.; осн. значение — положение, место) — ладово-мелодич. модель в араб., иран. и турецкой музыке (родственные явления — маком, мугам, мукам, рага). М. возникли на основе нар. мелодий. Характерны для гор. муз. культуры; в крестьянской музыке не находят широкого применения. Каждый М. представляет собой комплекс попевок, подчинённых закономерностям определ. лада. Звукоряды М. — диатонические 7-ступенные, но не отвечающие европ. темперированной системе; они включают интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов, разнящихся на пифагорову комму. Все ступени подобных звукорядов имеют свои названия; тоникой служит один звук определ. высоты, тогда как расположенные от него октавой выше и ниже рассматриваются как вполне самостоят. ступени. Один и тот же осн. тон могут иметь разные М. Встречаются и разл. М. с одинаковым звукорядом; они отличаются комплексом мелодич. попевок. Каждому М. придаётся определ. этическое и даже космологич. значение. О М. говорится во мн. ср.-век. трактатах, в т. ч. Ибн Сины, Сафи-ад-дина. Последний впервые указывает 12 классич. М., входящих в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда.

М. служат основой для импровизации муз. произв. как малой, так и крупной формы. Малые формы строятся на материале одного М., в крупных формах используются переходы от одного М. к другому — своего рода модуляции. При этом соответственно меняется не только лад, но и тип мелодич. попевок. Характерным для крупных форм является последование двух разделов — свободного по метру и лишённого текста таксимa (Taqsim) и выдержанного в определ. размере башравa (Basrav). Таксимы бывают инструментальные (сольные и с бурдоном) и вокальные, исполняемые обычно в виде вокализа, а также с участием инструментов. В башраве группа удар. инструментов постоянно повторяет определ. ритмич. формулу, на фоне которой развёртывается мелодия. Число применяемых М. различно в разных музыкальных культурах.

Литература: Idelsohn Z., Die Maqam der arabischen Musik, "SIMG", 1913/14, Jahrg. 15; Oransay G., Chronologisches Verzeichnis tьrkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrдge zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же, Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik von 15. bis 19. Jahrgang, там же, 1966, Bd 3, No 7; Elsner J., Der Begriff des maqam in Дgypten in neuerer Zeit, Lpz., 1973.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Макам — (араб.; основное значение — положение, место) Лад в профессиональной музыке арабов и иранцев. Родствен макомам в таджикской и узбекской, Мугамам в азербайджанской, мукамам в уйгурской музыке. В классическую систему входят... Большая советская энциклопедия
  2. макам — орф. макам, -а (жанр иранской и турецкой музыки) Орфографический словарь Лопатина
  3. Макам — В суфизме духовная ступень (либо стадия), достигаемая суфием в результате напряженной духовной практики. Согласно суфийскому теоретику Ас-Сарраджу, существует 7 макамов: Покаяние (тауба), богобоязненность (вараа), воздержание (зухд), бедность (факр)... Ислам. Энциклопедический словарь
  4. макам — (араб.) музыкальный жанр в фольклоре народов Ближнего Востока. см. также мугам Этнографический словарь
  5. МАКАМ — МАКАМ (араб. — место, положение) — один из основных принципов музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции. Большой энциклопедический словарь