природы регуляция

ПРИРОДЫ РЕГУЛЯЦИЯ — одно из центральных понятий философии Н.Ф. Фёдорова, общий смысл которого заключается в подчинении слепых сил природы разумной воле человека, в преобразовании хаоса в космос. П. р. выдвигается Фёдоровым как антитеза спонтанной эволюции природы и общества, начало которой было положено грехопадением и следствием этого — утратой способности человека управлять природой. Восстановление этой способности возможно на пути реализации Общего дела, направленного на всеобщее спасение и воскрешение всех умерших предков. Поэтому П. р., в первую очередь, означает превращение сил смертоносных в воссоздающие, слепых и стихийных —' в сознательные.

Управление силами природы в таком понимании не сводится к формальной победе разума над ними, которая имеет место уже в фабричном производстве, где эти силы служат прихотям человека — производителя и потребителя «игрушек цивилизации». Подлинное управление утверждает нравственный миропорядок в космосе и должно осуществляться только объединившимся человечеством, через его труд и всю полноту его знания. В этом процессе все «даровое» превращается в «трудовое» (воссоздаваемое в труде) и тем самым лишаемое слепой спонтанности и способности к эволюции, которую Фёдоров трактует преимущественно как распад. В Общем деле регуляции природы человек, таким образом, выступает работником, а не рабом природы, но и не ее господином: «Он управляющий, приказчик, вос-созидатель, а не Творец и не Созидатель, не повелитель или Вседержитель. Не в узурпаторстве, не в хищении не принадлежащего нам права, а в полном подчинении Богу... все наше благо и величие» (Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1913. Т. П. С. 279).

Описание конкретных путей к регуляции природы не отличается у Фёдорова большой ясностью. С одной стороны, он говорит об использовании технических средств; с другой, иногда даже противопоставляет техническое вмешательство, например строительство каналов, естественным способам созидания земной поверхности, отдавая предпочтение последним. Это противоречие объясняется тем, что наличная наука и техника выступают для него продуктами западной городской цивилизации, которая неприемлема для него и которой он противопоставляет православный сельский тип жизни. Поэтому существо и облик «городской» науки и техники должны подвергнуться значительной трансформации, чтобы служить целям Общего дела. В этом плане говорится о «третьем индустриализме», нацеленном, прежде всего, на «органо- и тканестроительство» человека. При всей метафоричности описания такой трансформации ясно, что отнюдь не техника индустриального типа, но, скорее, более совершенное тело (органостроительство) мыслится в качестве главного средства регуляции природы. Т.е. регуляция внешней природы должна дополняться внутренней регуляцией: «Регуляция внутренняя, психофизиологическая, даст перевес любви к родителям над половым чувством и похотью и даже совсем заменит их, обращая силу рождающую в воспроизводящую, умерщвляющую — в оживляющую, т.е. заменяя деторождение отцетворением, или воссозданием отцов».

В результате встраивания в подобный утопический проект наука как средство регуляции npHo6pefaeT облик некой магической силы. Пафос силы знания сливается с пафосом коллективного трудового усилия, мотивированного нравственным долгом. В таком слиянии мысли и дела, в уничтожении антиномии теоретического и практического разума Фёдоров видел возможности многократного умножения силы знания и, одновременно, исчезновения ненавистной ему «городской» науки с присущей ей дисциплинарной расчлененностью, лабораторным уединением, служением промышленности, специализированным, а не всеобщим характером занятия наукой.

AM. Алешин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me