познание художественное

ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — образное постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности. Формой мышления в искусстве является художественный образ, достигающий органического слияния интеллектуального и чувственного начал и являющийся зримым воплощением идеи. Чертами художественного образа являются метафоричность, ассоциативность, многозначность, оригинальность. Образы различаются по своей масштабности и простираются до макрообразов, к которым относят все. Образы создаются художественным воображением, которое формирует их на основе принципов агглютинизации, гиперболизации, типизации. В качестве форм П. х. следует рассматривать также метафору и символ. Общей моделью П. х. может служить голография, к которой сводимы все его формы.

Художественное и логико-понятийное виды познания следует рассматривать как взаимно дополнительные. Обоснование необходимости П. х. и недостаточность рационалистического подхода к миру были убедительно продемонстрированы еще Г. Риккертом («Науки о природе и науки о культуре»). По его словам, действительность является гетерогенным континуумом, непрерывной разнородностью, которая принципиально не может быть постигнута посредством рационально-понятийной способности. Чтобы стать доступной рассудку, действительность должна быть «перелицована» в соответствии с его принципами, т.е. путем абстрактного разделения разнородности и непрерывности. Путь, избираемый естественными науками, представляет собой нарушение природной непрерывности, постепенности переходов. Создавая понятия, рассудок обособляет отдельные качества и искусственно разделяет реальность, но в таком случае утрачивается все, что лежит между границами понятий. С помощью понятий мы, по выражению Г. Риккерта, строим мосты через поток реальности, но сама она уходит, просачивается через сети абстракций. Поэтому та действительность, какая есть на деле, не схватывается понятием.

П. х., напротив, представляет собой такую картину мироустройства, где вещи находятся между собой в связи, в соединении, где стираются всякие границы между ними. Такое познание во многом осуществимо благодаря метафорам, для которых преграды между понятиями видятся условными, легко преодолимыми. Метафоры восстанавливают связи между предметами, нарушенные понятийным мышлением; в них удивительным образом соединяются явления, принадлежащие к различным классам действительности. В метафоре сближаются, мыслятся как единое вещи, разделенные рассудком, отнесенные им к сферам, удаленным друг от друга: природное и духовное, земное и небесное. Поэтому П. х. дополняет познание рассудочное, представляя целостную картину действительности.

Вторая особенность П. х. в ее противопоставлении формально-логическому может быть описана с помощью аргументации Э. Кассирера («Познание и действительность»), по мнению которого посредством формально-логического мышления не может быть схвачено единство бытия. Используя локковскую теорию абстракций, Кассирер показывает, что посредством логического мышления мы можем прийти лишь к абстрактному, бессодержательному пониманию единства. Отвлекаясь от качественного многообразия вещей, можно создать лишь общие, лишенные специфического значения понятия, напр. «все», «целое», «единое». Кассирер продемонстрировал, что, последовательно придерживаясь метода абстрагирования, мы в конечном счете упремся в пустоту. Полученное в результате последовательного отвлечения высшее, но бессодержательное понятие не сможет являться подлинным основанием существующего многообразия.

П. х., напротив, представляет содержательное, реальное единство, в котором, чтобы мыслить единую основу мира, не нужно отвлекаться от качественных характеристик вещей. За ним стоит такое постижение мира, в котором «отдельное явление делается представителем целого, эквивалентом бесконечно многого в пространстве и времени» (А. Шопенгауэр), «каждый отдельный продукт представляет бесконечность» (Ф. Шеллинг). П. х. осуществляет постижение мира, выраженное формулой древнеиндийской философии «Все во Всем», когда, основываясь на понимании глубинного тождества и взаимосвязи всех вещей, какой-либо фрагмент бытия можно считать правомерным заместителем целого.

Подобное свойство П. х. можно пояснить голографической природой его основных элементов — метафор и символов, важнейшей характеристикой которых является неразрывное слияние в них смысла и образа. Так, к числу наиболее интересных свойств голограмм относится распределенность, означающая, что любая малая часть голограммы, объем которой позволяет вместить полную дифракционную картину, содержит информацию обо всем образе в целом. Известно также, что даже значительное уменьшение части голограммы может сопровождаться только потерей четкости изображения, возрастанием информационного шума, но оно тем не менее сохраняет информацию о целостном объекте. Из всех известных способов кодирования и передачи информации только голограммы обладают свойством распределенности, означающим, что по любой малой части голограммы можно восстановить исходную картину. П. х. тоже способно отразить мироздание в его целостности.

И.В. Полозова

Лит: Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me