онтологическая гносеология

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. on, ontos — сущее; gnosis (gnoseos) — знание и logos — слово, разум, учение) — концепция познавательной деятельности человека, рассматриваемой в контексте ее согласованности с проявлениями высшего (универсального) разума, разработанная в первой трети 20 в. рядом русских религиозных философов (Н. Лосским, С. Франком, С. Трубецким и др.) в качестве альтернативы моделям гносеологии, выстроенным на принципах субъективного идеализма и традиционного рационализма. Особенность О. г. связана не только и не столько с безоговорочным признанием невозможности построения теории познания вне связи с онтологией, сколько в понимании предмета самой онтологии и природы знания. Истинным предметом онтологии признается не эмпирическое бытие (именуемое «действительностью»), а бытие «самосущее», абсолютное, частью («моментом») которого является бытие субъекта, включая его знание. Последнее, таким образом, эксплицируется не как отношение сознания к бытию, а как отношение бытия к бытию. Признание этого «факта» позволяло, по мнению сторонников О. г., окончательно отказаться от ошибочной позиции традиционной теории познания, связанной с резким разграничением объекта и субъекта, знания и бытия.

Признавая неизбежность постоянного соприкосновения человека с реалиями эмпирического («болезненного») бытия, О. г. считает единственно верным методом его духовного (прежде всего) и мыслительного освоения метод богомерности. При его реализации она идет (в поисках правды-истины) не от простого к сложному, не от низшего к высшему, как поступает обыденное и научное сознание, а прямо в противоположном направлении — «сверху вниз». Основной аргумент в пользу данного метода состоит в признании невозможности развития высших форм бытия из низших и, соответственно, невозможности умственного постижения природы и сущности первых на основе знания вторых. Своего рода сверхзадача субъекта познания — суметь совершить мистико-интуи-тивное проникновение в глубины истинного (абсолютного) бытия и через осознание его «норм» и ценностей сформировать свое отношение к реалиям бытия эмпирического. Выработка личностного отношения субъекта к познаваемому объекту и доведение познавательной ситуации до состояния любви к нему есть главный ценностный критерий подлинного, основанного на принципах православия онтологизма в гносеологии, позволяющего, по убеждению Лосского, установить и оправдать тесную связь познания с этикой, метафизикой и религией.

АЛ. Новиков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me