нуминозное

НУМИНОЗНОЕ (от лат. numen — божественное волеизъявление, божество) — термин феноменологии религии, обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. Понятие Н. было раскрыто Р. Отто (1869—1937) в работе «Святое» (1917). Отто воспользовался лат. словом numen, которым древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжающуюся человеческой судьбой. Согласно Отто, «Святое», «Божество», манифестируя себя в религиозном опыте, открываются как numen; нуминозный объект — это Н. в модусе своего объективного существования. В религиозном опыте происходит встреча numen'а с sensus numinous — с «чувством нуминозного», с врожденной психической данностью, не редуцируемой ни к какому «естественному» духовному образованию. Опираясь на философию Канта, Отто определяет Н. в модусе субъективного существования как категорию sui generis и как «категорию толкования и оценки», которая, будучи неуловимой для рефлексии целостностью, при определенных обстоятельствах вторгается в духовную жизнь, формируя специфический религиозный способ восприятия реальности и ее интерпретации. Н. — сложная формация, образованная, прежде всего, двумя важнейшими компонентами — mysterium tremendum и mysterium fascinans. Первичное Н. чувство — «чувство объективно данного нуминозного». Поскольку реальность Н. переживается как присутствие могущественной силы, к первичному чувству примыкает «чувство тварности» — чувство тварного существа, переживающего свое ничтожество перед открывшимся всемогуществом. «Чувство тварности» внушается тем, что возвышается над человеком «невыразимой тайной», — это нуминозный объект, данный как mysterium tremendum («тайна, повергающая в трепет»), бытие, абсолютно превосходящее человека. Mysterium tremendum в психическом плане бытия, т.е. как Н. переживание, представлено сложной гаммой чувств. Поскольку Н. объект как mysterium есть тайна, потрясающее чудо, постольку Н. переживание есть переживание тайны, причем в предельной степени ступора, тупого оцепенения перед ужасающим чудом. Ужасающим mysterium становится потому, что Н. — «чужое и поразительное», полная противоположность тварному, привычному — «совершенно иное». Mysterium не только сводит с ума ужасом демонически-божественного. Numen, окутанный потрясающей тайной, пленяет душу, будоражит ее восхищением, пьянит и наполняет блаженством. Это «дионисийское воздействие» numena Отто выводит из того, что Н. — не только mysterium tremendum, но также и mysterium fascinans («тайна очаровывающая»). Историческими примерами опыта fascinans Отто называет шаманский транс, христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану. Др. момент tremendum открывает в numene «страшное», «яростное», «губительное». Чувство, обозначенное словом tremendum, — это «страх, исполненный внутреннего ужаса», в нем есть ощутимый момент «призрачности». В этом чувстве концентрируется Н. переживание. Представление о Н. позволяет, как полагал Отто, вскрыть сущность религиозности и первичное содержание святости, ибо Н. — это «святое минус его нравственный момент и минус рациональный момент вообще». Поскольку Н. иррационально, постольку в тех случаях, когда сознание делает попытку проникнуть в иррациональную сущность религии, неуловимую в понятиях, оно вынуждено конструировать «идеограммы» — знаки языка религии, представляющие собой «чистые символы», выражающие Н. настроенность духа. Понятие Н. было воспринято многими течениями гуманитарной мысли, напр. психологией К. Г. Юнга.

АЛ. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me