необходимое и случайное

НЕОБХОДИМОЕ И СЛУЧАЙНОЕ — категории философии и науки, имеющие определяющее значение для учения о детерминизме.

1. В эмпирических науках необходимым называют реальное явление, однозначно детерминированное процессами, происходящими в фиксированной области универсума (в области определения необходимости), предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Необходимо то, противоположность чего в этой области невозможна. Так понимаемая необходимость, по существу, слилась с предметом эмпирической науки.

Случайным называют явление, привнесенное в область определения извне, не детерминированное происходящими в ней процессами и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о них. Поскольку область определения не изолирована от др. областей универсума, постольку абсолютно необходимых явлений в реальном пространстве-времени нет. Причем случайность, приходящая извне, может оказаться сильнее необходимости: падение метеорита на Землю — событие, обладающее всеми тремя атрибутами случайности, — вполне способно прервать необходимый процесс: человеческую историю.

Признак, необходимый для индивидуального объекта, всеобщ для класса таких объектов. Но далеко не любой всеобщий признак необходим. Поэтому наука ищет не просто всеобщие, а необходимые и всеобщие признаки. Явление, первоначально воспринимаемое как случайное, со временем истолковывается как необходимое. Достигается это тремя способами. Во-первых, расширением области определения: за счет этого многие погодные явления, до недавнего времени трактовавшиеся как случайные и непредсказуемые, сегодня удается предсказывать. Во-вторых, изоляцией исследуемого объекта от внешних воздействий, напр., в «башне молчания» И.П. Павлова. В-третьих, выделением исследуемого предмета в чистом виде, освобождением его от входящего в него искажающего и затемняющего содержания.

2. Философия исходит из трактовки необходимости как мирового принципа, описываемого еще в религиозных мифах — учениях о карме, дао, судьбе и т.д. Для этого она расширяет область определения необходимости и случайности до мира в целом. Объективное существование необходимости в мире признают все философы. Объективное существование случайности отрицают сторонники лапласовского детерминизма. Они исходят из двух постулатов: 1) в мире нет свободных причин, т.е. причин, которые не были бы ничьими следствиями; 2) содержание следствия однозначно детерминируется его причиной. Из этих постулатов следует, что внутри универсума случайного нет. Не может оно проникнуть в него и извне: ему просто неоткуда взяться. Всеобщность в лапласовском мире перестает быть признаком необходимости: здесь однозначно детерминированы и, следовательно, необходимы все явления, в том числе и уникальные. Исчезает и третий атрибут необходимого — предсказуемость: чтобы предсказать конкретное явление в мире, нужно познать мир в целом, а это доступно только «демону Лапласа», ибо для него однозначно детерминировано, неустранимо и предсказуемо любое явление универсума. Но даже он не способен к ретросказанию, т.е. к описанию прошлого на основе исчерпывающего знания настоящего: в силу закона возрастания энтропии замкнутые системы движутся от порядка к хаосу, а из существующего хаоса бывший порядок реконструировать нельзя.

В итоге сторонники лапласовского детерминизма трактуют категорию случайности как отражение не объективной реальности, а неполноты нашего знания. Там, где человек находит законы случая, статистические законы, Бог видит динамические законы, т е. такие, которые однозначно детерминируют каждый процесс. Поэтому, шутит А. Пуанкаре, с Богом не стоит играть в кости.

Опровергнуть лапласовский детерминизм просто: достаточно найти разрывы в каузальных цепях, т.е. обнаружить хотя бы одну свободную причину. В последнее время надежду решить эту задачу порождает синергетика: на роль свободных причин выдвигают пусковые причины, действующие в точках бифуркации. На реальности свободных причин настаивают философы и теологи. В качестве примеров таковых они приводят волю Бога и волю человека. Вопрос об объективном существовании случайности обсуждался и в спорах о полноте квантовой механики. Авторы, считающие, что случайность квантово-механических явлений объективна, трактуют необходимость как форму проявления случайности. Их оппоненты, убежденные вместе с А. Эйнштейном, что «Бог не играет в кости», т.е. что в основе статистических законов, описываемых современной квантовой механикой, лежат законыдинамические, считают случайность формой проявления необходимости.

3. В дедуктивных теориях, оперирующих на основе динамических законов с чистыми теоретическими сущностями, также нет места случайности т.к. здесь как на предметном уровне, так и на уровне познавательных процессов все необходимо: необходимо связаны и описываемые теорией сущности, и теоретические положения, выводимые одно из др.

4. Необходимым в научном и обиходном познании называют не только следствие, однозначно детерминированное причиной, но и причину, однозначно детерминирующую следствие, «необходимое для». В этом смысле говорят, напр., о необходимости (потребности, нужности) воздуха для дыхания, бензина для движения автомобиля и т.д. Это понимание необходимости имеет строгий смысл в логике и математике, где оно выступает в паре с достаточностью.

Г.Д.Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me