культура и познание

КУЛЬТУРА И ПОЗНАНИЕ — одна из центральных проблем культурно-исторической эпистемологии (социальной эпистемологии). Знание — один из важнейших компонентов культуры, а познавательная деятельность людей составляет необходимую и существенную сторону культурной жизни общества. Индивидуальное познание, как фактор развития культуры, совершается на основе вхождения человека в определенную культуру и овладения некоторым комплексом имеющихся в ней сведений, средств, традиций, установок, форм познавательной деятельности (включая язык, категориальный строй мышления, ментальность, технический инструментарий, когнитивные практики, социальную востребованность и пр.). Необходимыми условиями для социализации знания являются наличие у членов сообщества потребности в знании, а также когнитивного тезауруса и интерсубъективных знаковых средств. Люди приобретают и добывают знания, решая какие-то конкретные задачи, связанные с обстоятельствами их практического и интеллектуального бытия. Но независимо от того, сознают они это или нет, их когнитивная активность в конечном счете детерминируется социокультурной ситуацией, в которой они находятся, а основные направления и плоды их познавательных усилий определяются, в конечном счете, потребностями и возможностями общества на данном историческом этапе. Процессы познания всегда протекают в каких-то культурных формах, существующих в обществе. Появляясь на свет, индивид застает их уже «готовыми» и приобщается к ним. В результате они наследуются каждым поколением от предшествующих поколений и образуют определенные исторические структуры социальной памяти, в которых накапливается социализированное знание (Коул М. Культура и мышление. М., 1977).

Протекая в русле социально-исторически обусловленных культурных форм, человеческое познание постепенно изменяет и сами эти формы. Они не заданы раз навсегда, вся их система с течением времени эволюционирует и совершенствуется. На заре истории человечества процесс познания был непосредственно «вплетен» в практику целостной, синкретичной, нерасчлененной человеческой жизнедеятельности. С развитием культуры в этой целостности (уже в первобытном обществе) начали различаться относительно самостоятельные ее формы и, соответственно, стали выделяться основные формы «вплетенного» познания: 1) обыденно-практическое познание, включенное в повседневную практику; 2) игровое познание, сопровождающее игровую деятельность (сначала детей, а потом и взрослых); 3) мифологическое познание, связанное с мифотворчеством и магией, которые в сознании первобытных людей выступали как жизненно важные представления и умения (Л.С. Выготский, А.В. Лурия, А.В. Брушлинский.).

Обыденно-практическое познание исторически развивается в двух основных модификациях: познание окружающей среды, «вплетенное» в практику повседневной жизни (труда и отдыха, хозяйственной деятельности, домашнего быта), и познание человека, человеческих отношений, происходящее в непосредственном общении и взаимодействии людей. На стыке обыденно-практического и игрового познания (см. Игра) родилась учеба как особая, уже не «вплетенная», а самостоятельная форма познавательной деятельности. Мифологическое познание в синкретическом виде содержало в себе зародыши, из которых в процессе его эволюции и распада возникли религия, искусство, философия. Эти формы культуры наряду со специфическими для них социальными функциями выполняют и познавательную функцию. Сочетание философии с обыденно-практическими формами познания приводит к формированию науки как самостоятельной формы культуры. Параллельно складывается и еще одна форма познания, которая связана с добычей и фиксацией фактографической и оценочной информации о конкретных явлениях и событиях (летописи, документалистика, путешествия, журналистика, музейное дело и т.п.).

Таким образом, в обществе исторически возникает разветвленная система различных культурных форм познавательной деятельности, среди которых наука заняла особое место, так как в ней получение истинного знания является прямой и ясно поставленной высшей целью. Появление и развитие науки не вытесняет из культуры остальные формы познания, потому что они имеют свою когнитивную специфику, обусловленную их непосредственной включенностью в те области человеческой деятельности, которые они обслуживают. Между наукой и другими формами познания возникают сложные и многоаспектные отношения.

Проблема взаимосвязи познания и культуры стала предметом специального исследования в ряде научных дисциплин — в культурно-исторической психологии, в культурной и психологической антропологии, в эволюционной эпистемологии — и всего формирующегося в настоящее время комплекса когнитивных наук. Основные направления, в которых идет изучение взаимосвязи познания и культуры: развитие психофизиологических механизмов познания в процессе формирования Homo sapiens и дальнейшей истории человечества; биологическая (генетическая) обусловленность познания врожденными структурами и свойствами нервной системы, мозга, психического аппарата интеллектуальной деятельности; культурно-историческая обусловленность познания — как в отношении интеллектуальных и др. когнитивных способностей человека, так и в отношении форм и содержания познавательной деятельности. Получены фундаментальные выводы о наличии в психике людей универсальных когнитивных механизмов, действующих независимо от конкретных особенностей той или иной культуры; о возможном существовании у человека генетически закрепленной языковой способности; о зависимости конкретных навыков пространственной ориентации, счета, классификации, цветовосприятия от особенностей хозяйственно-культурной жизни общества; о влиянии «культурного контекста» на развитие логического мышления и мн. др.

А.С. Кармин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me