концептуальный каркас

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС (от лат. conceptus — мысль, понятие) — понятие, указывающее на зависимость формы представления знаний, производимых учеными, от совокупности понятий, посредством которых эти знания выражены в языке соответствующего научного сообщества. Осмысливая результаты своего взаимодействия с окружающим миром, человек использует определенные языковые средства для фиксации различных свойств и сторон тех объектов, которые находятся в зоне его внимания. Поскольку любой язык так или иначе системно организован, постольку выбор каких-то конкретных его форм задает характер и направленность описаний и объяснений, посредством которых строится знание о мире. Анализируя совокупность человеческих представлений, можно обнаружить в их структуре какие-то исходные понятия, влияющие на отбор других, связанных с ними людьми, определяющих способ понимания, как особенностей тех объектов, с которыми они взаимодействуют в процессе своей жизнедеятельности, так и способы подобного взаимодействия.

Напр., если описание мирового устройства основано на таких понятиях, как «атом», «траектория движения», «пустое пространство между атомами» и т.п., то все характеристики явлений, фиксируемых человеком в его реальной деятельности, будут определяться именно этим комплексом понятий. Мысля же мир как «волновые функции», исследователь получит качественно иное его описание. К. к. определяет допустимые аналогии, с помощью которых ученые строят гипотезы о предполагаемых свойствах изучаемого фрагмента действительности, формируют способ интерпретации тех данных, которые обнаруживаются в процессе исследований. В тех случаях, когда К. к., используемые разными исследователями, качественно различаются, понимание между ними весьма затруднено или вообще оказывается невозможным. Т. Кун трактовал концептуальные модели как «метафизическую часть научной парадигмы», видя в них некий набор предписаний, заставляющих допускать существование одних типов объектов и отвергать другие. По его мнению, К. к. влияет и на методологическую ориентацию ученого, запрещая или разрешая использовать определенные законы при объяснении обнаруженных явлений. Практика научного познания показывает, что в некоторых исследовательских ситуациях иногда приходится (даже в рамках одной дисциплины) для выражения полученных знаний использовать К. к., несовместимые друг с другом. Для преодоления противоречий, возникающих в подобных случаях, Н. Бор сформулировал «принцип дополнительности», указывающий на контекстуальный характер любой системы научных представлений и ее зависимость от способа языкового оформления (см. Дополнительности принцип).

С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me