эссенциализм

ЭССЕНЦИАЛИЗМ (от лат. essence — сущность) — термин, которым К. Поппер обозначил направление в философии науки, сформированное убеждением в том, что конечной целью науки является познание «сущностей», лежащих в основе наблюдаемых явлений; и эта цель достижима, т.е. научные теории, вполне раскрывающие эти сущности, являются истинными и потому неизменными, а их рациональная критика невозможна. Э. восходит к античной рационалистической традиции Платона и получил новую интерпретацию в эпоху Возрождения, став гносеологической предпосылкой науки Г. Галилея и И. Ньютона. Новоевропейская наука, осознав себя единственно надежным средством миропознания, создала метод рациональной реконструкции опытных данных, позволявший объяснять их как следствия из универсальных законов, выражающих «истину мира». Спор между рационализмом и эмпиризмом об основаниях человеческого познания в эпоху становления классической науки затрагивал методологическую сторону последней, но не ее эссенциалистскую установку. Основы критики Э. были заложены Д. Юмом и И. Кантом, а дальнейшее развитие методологии остро поставило вопрос о границах, пересечение которых превращает науку в метафизическую спекуляцию, лишенную прочной опытной основы. Э. противостоит позитивизм (от О. Конта до наших дней), отрицающий «сущности», нередуцируемые к наблюдениям, и инструментализм, рассматривающий научные теории как инструменты, помогающие связывать высказывания о явлениях отношениями выводимости, но оставляющий за рамками научного объяснения попытки установить такие отношения между высказываниями о «сущностях» и высказываниями о наблюдаемых явлениях. Поппер показал, что инструментализм и Э. ограничивают рациональную критику как движущую силу научного познания: первый — тем, что делает бессмысленной идею эмпирического опровержения теории (инструменты не опровергаются, а лишь заменяются с изменением сферы их применимости), второй — тем, что предполагает окончательные объяснения. Эссенциалистское допущение о «скрытых» (от наблюдения) сущностях, бесполезное с методологической точки зрения, может оказаться и тормозом развития науки, если превращается в догму, препятствует постановке новых проблем и выдвижению смелых гипотез. Однако оно не бессмысленно и, возможно, полезно, если относится к сфере вненаучных убеждений (метафизических догадок, способных стимулировать научное творчество, или веры в силу рационально-критической дискуссии).

В.Н. Порус

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me