эпистемология в России

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ В РОССИИ — составная часть рус. философской мысли, значимость и удельный вес которой возрастали по мере достижения последней более высоких степеней своей зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского знания Э. в Р. сложилась примерно на рубеже 19—20 вв., когда гносеологические проблемы начинают рассматриваться в углубленном и систематическом виде. Рост внимания к гносеологическим проблемам начинается уже в конце 18 в. Толчком к этому послужило развитие университетского и богословского образования. Долгое время интерес к гносеологической проблематике ограничивался освоением идей западноевропейской гносеологии, причем крут этих идей непрерывно расширялся и уже к концу 19 столетия он включал в себя почти весь наличный арсенал установок, сложившихся в ней к тому времени. Но примерно с середины 19 в. появляются работы, которые стоят у истоков самобытной отечественной гносеологической мысли, или критически относящиеся к тем или иным основоположениям западноевропейской гносеологии. Начиная с А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, формируется учение, пытающееся усмотреть высший тип знания в религиозной вере, мистическом опыте, интуиции. Именно этот религиозно-философский подход постепенно сформировался в качестве наиболее характерного и самобытного для отечественной гносеологии, непрерывно развивавшегося в ней на протяжении более чем столетия (B.C. Соловьёв, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин и др.). Отдельные плодотворные идеи были высказаны и в гносеологических построениях, прямо заимствованных из западной гносеологии, но они все же не сформировались на отечественной почве в достаточно самобытные учения, сопоставимые по своей ценности с их первоисточниками. Правда, некоторые из них — неокантианство, новейшие модификации позитивизма, феноменология — начали на рубеже 19—20 вв. интенсивно развиваться, приобретая черты зрелости и оригинальности, но этот процесс был насильственно прерван после октября 1917 г. Весьма влиятельным было материалистическое направление (А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.); относительно полное выражение оно приобрело, будучи дополненным идеями основоположников марксизма, в трудах В.И. Ленина. Хотя его основное философское произведение «Материализм и эмпириокритицизм» было создано в 1909 г., оно оказало воздействие на последующий ход развития гносеологии в нашей стране только с конца 20-х гг. прошлого столетия.

В. И. Кураге

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me