эпистемологический поворот

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — историко-философское понятие для обозначения становления и развития эпистемологии в начале и середине 20 в. Э. п. связан с возникновением аналитической философии, возрождением идей трансцендентальной эстетики И. Канта и теории чувственного опыта брит, эмпириков-классиков. В ходе Э. п. трансформируется представление о философском изучении знания. Вместо философии природы, свойственной идеалистическим типам философии науки 19 в., появляется реалистически ориентированная наука, изучающая чувственный опыт, его отражение в форме понятий, а также проблему существования внешнего мира. В этой связи Э. п. был исторически обусловлен эмпиристской философией.

Основоположником Э. п. является Дж. Мур, который в 1903 доказал несостоятельность идеалистического предположения о «разумном» характере действительности. Согласно Муру, вещи, события и отношения в большей части совершенно не зависят от человеческой рациональности и остаются неизменными при воздействии духа. Строгий реализм Мур сочетает с тщательным анализом эмпирических высказываний, что позволяет установить степень соответствия полученных в ходе опыта чувственных данных и физических объектов. В дальнейшем под влиянием идей Б. Рассела, Л. Витгенштейна, А. Айера, К. Поппера и др. Э. п. приобретает логическую и лингвистическую направленность, сохраняющуюся и сегодня. Уже в 1930-е эпистемология из частного раздела превращается в фундаментальную науку, объединяющую идеи философии, психологии и естествознания. В Великобритании значение эпистемологии настолько велико, что ее считают основной частью философии наряду с логикой и этикой. В целом, можно считать, что в ходе Э. п. анализ различных способов высказываний об опыте и мире становится основной проблемой философского знания.

СВ. Никоненко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me