элиминации метафизики принцип

ЭЛИМИНАЦИИ МЕТАФИЗИКИ ПРИНЦИП — был сформулирован в логическом позитивизме Венского кружка в 20-е гг. 20 в. Продолжая антиметафизическую линию классического позитивизма 19 в., логический позитивизм принципиально противопоставлял «метафизику», т.е. классическую философию, научному познанию. В то же время он выработал специфический, отличающийся от классического позитивизма подход к оценке метафизики. Это произошло под влиянием философии логического анализа, прежде всего, «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, в котором была сформулирована идея логически совершенного языка, построенного на основе аппарата математической логики, призванного выразить то, что вообще можно с точностью сказать о мире. За пределами этой системы точного выражения лежит пространство «неосмысленности». Тем самым классическая дихотомия истинности и ложности заменяется трихотомией истинности, ложности и отсутствия познавательного смысла. Это последнее понятие и было использовано логическими позитивистами для критики метафизики. Метафизика рассматривается ими как псевдознание, лишенное реального познавательного значения. Средством выявления этого отсутствия познавательного значения выступает для сторонников Венского кружка логический анализ языка науки, призванный, с одной стороны, эксплицировать выраженную в этом языке реальную информацию о мире, а с др. стороны, устранить, элиминировать метафизические термины и утверждения, лишенные, с точки зрения этой доктрины, реального познавательного значения.

Участники Венского кружка рассматривали эту свою установку в качестве философски нейтральной, базирующейся исключительно на логических основаниях, однако, в действительности, реальное знание о мире трактовалось ими как так называемое «непосредственно данное» в духе классического эмпирико-сенсуалистического феноменализма. В процессе дальнейшей эволюции логические позитивисты вынуждены были признать несостоятельность этой концепции и ее резкое несоответствие подлинному характеру научного познания и допустить существование в языке науки так называемых «теоретических конструктов», не сводимых к эмпирически данному (см. Редукция эмпирическая). Признание невозможности эмпирической редукции нанесло решительный удар всей концепции раннего логического эмпиризма.

В 50-е гг. 20 в. в западной философии науки получает широкое распространение представление о неустранимости из языка науки онтологических и даже метафизических допущений (понятие «метафизического компонента» в концепции научных парадигм Т. Куна и т.д.). Однако распространение такого рода представлений никоим образом не означает возврата к классическим формам философской онтологии, ибо язык науки, включающий онтологические и даже метафизические термины, предполагает в качестве необходимого условия оправдания теории критико-рефлексивную оценку с точки зрения конструктивности введения в теорию подобных допущений при решении научных задач.

Специфическим вариантом Э. м. п. выступила методологическая концепция К. Поппера, сформулированная им еще в 30-е гг. 20 в., но получившая большое влияние после падения авторитета логического позитивизма в 50—60-е гг. В отличие от логических позитивистов, Поппер не считал метафизику лишенной познавательного значения, он даже признавал ее роль в генезисе научных знаний. Однако он противопоставлял метафизику как догматическое учение подлинной науке как типу знания, способному к самокритичности и развитию. Критерием подобной самокритичности, по Попперу, выступал так называемый «принцип фальсифицируемости» (см. Оправдание теории). Дальнейшая эволюция взглядов Поппера и его последователей убедительно продемонстрировала, однако, трудности применения и этого критерия «демаркации» (термин Поппера) метафизики и науки (см. Научно-исследовательские программы).

B.C. Швырёв

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me