единичное и общее

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. — E. — признак конкрет ного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в фиксированный класс; О. — признак этого предмета, сходный с признаком, по крайней мере, еще одного предмета данного класса. Всеобщее — признак, сходный с признаками всех предметов класса; особенное — любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие; особенным в этом случае называют признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов класса, т.е. любой общий, но не всеобщий признак.

Понятия «Е.» и «О.» («особенное» и «всеобщее») относительны: при изменении класса предметов, на котором они определяются, единичный признак может стать общим, всеобщий — особенным и т.д. Предмет, представляющий собой единство единичных и общих (особенных и всеобщих) признаков, называют отдельным, индивидуальным, конкретным, партикулярным. Отдельным называют и признак, рассматриваемый в абстракции от тех отношений сходства и несходства, которые делают его единичным или общим. Поскольку ключевую роль в приведенных определениях играет понятие сходства, основанную на нем теорию О. называют теорией сходства. Она принадлежит Аристотелю. Из нее следует, что общих признаков ровно столько, сколько и обладающих ими предметов: интеллигентностей, напр., ровно столько, сколько и интеллигентов.

Теории сходства противостоит теория тождества, согласно которой общий признак предмета не сходен с признаками других предметов, а тождествен им, является одним на все множество своих носителей; интеллигентность, с этой точки зрения, одна на все множество интеллигентов. Платон сравнивал так понимаемый общий признак с парусиной, укрывающей нескольких людей. В реальной практике познания эти две трактовки общего признака дополняют друг друга. Теорией сходства пользуются в наблюдении и эксперименте, теорией тождества — в теоретических исследованиях.

На единичные и общие делят не только признаки, но и предметы. Единичным называют предмет, состоящий только из единичных признаков, общим — предмет, состоящий только из общих признаков (дом вообще, человек вообще). В реальном пространстве-времени общих предметов нет, но именно о них говорят общие конкретные понятия («дом», «человек»). Общим конкретным называют понятие, объем которого состоит из реальных, локализованных в пространстве и времени предметов (домов, людей), а содержание говорит об одном общем конкретном.предмете (доме вообще, человеке вообще). Вопрос, «как общие понятия могут иметь значение, если мир целиком состоит из индивидуальных предметов, таких, которые обозначаются именами собственными» (Б. Рассел), составляет смысл традиционной проблемы универсалий.

С конца 18 в. внимание исследователей стали привлекать понятия, обладающие четко и правильно фиксированным объемом, но не содержащие информации о признаке, присущем всем элементам этого объема и только им. Причем такие понятия «с объемом, но без содержания» нередко составляют ядро науки. Таково, напр., понятие «элементарная частица»: фундаментального признака, который был бы присущ всем элементарным частицам так же, как зарядовое число — всем химическим элементам, до сих пор не обнаружено, известны лишь их сходства по видовым признакам. Л. Витгенштейн называет такие сходства «семейными». Утверждается, что признака, общего и специфического для всех элементов объема таких понятий, мы не знаем не в силу исторической ограниченности наших знаний, а потому, что «их действительно нет» (Э.В. Ильенков).

Генетическое общее понятие решает те же две задачи, что и классическое: фиксирует класс объектов, составляющих его объем, и позволяет о каждом выделенном объекте сказать, входит он в этот класс или нет. Но делает оно это не фиксированием классообразующего признака, а указанием на правило выведения всех элементов своего объема из одного, исходного, элемента. Сам класс при этом рассматривается как род, а исходный элемент дедукции — как «предок — основатель рода» (Э.В. Ильенков). Таково, напр, понятие «число». «Предком — основателем рода» чисел является целое положительное число, а генетическими процедурами, порождающими все другие числа и род чисел в целом, — алгебраические процедуры. При этом генетическое общее понятие обнаруживает свойство, совершенно недоступное классическому общему понятию: позволяет дедуцировать из своего содержания содержание видовых по отношению к нему понятий; напр., из общей формулы конического сечения — формулы, описывающие специфические черты видов конических сечений: эллипса, гиперболы и параболы. Именно на этом основании такое общее знание называют конкретно всеобщим.

Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ — ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ – в логике и философии единичное – признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее – признак этого предмета... Новая философская энциклопедия