ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – гносеологическое представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств тел материального мира, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия своим прообразам. Это представление, идущее еще от античной философии и встречающееся в средневековой схоластике, наиболее прозрачно и обстоятельно было изложено в Новое время Дж. Локком. Согласно Локку, существуют первичные, или первоначальные, качества тел – это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они совершенно неотделимы от тел, в каком бы состоянии те ни были, и вполне адекватно воспринимаются, т.е. возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с породившими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло как таковые, т.е. в том чувственном виде, в каком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это – вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.

Представление о первичных и вторичных качествах, вызвавшее так много споров, ознаменовало собою, во-первых, возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма; во-вторых, создание гносеологической концепции в эвристическом отношении очень ценной для математизированного естествознания, т.к. она оправдывала и поощряла его притязания. Не случайно этого представления придерживались Галилей и Бойль, понимавшие, что в основу объективного, научного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первым. Последующие успехи, достигнутые в оптике и акустике, вполне оправдали такой подход. Вместе с тем представление о первичных и вторичных качествах было одной из предпосылок того усиленного внимания, которое, особенно после появления критической философии Канта, стали уделять субъективным компонентам человеческого познания многие теоретико-познавательные концепции.

А.Л.Субботин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Первичные и вторичные качества — Гносеологические понятия механистического материализма, введённые английским учёным Р. Бойлем (См. Бойль) и получившие широкую известность после «Опыта о человеческом разуме» (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в средневековой схоластике (См. Большая советская энциклопедия
  2. первичные и вторичные качества — ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — гносеологическое представление о существовании двух родов чувственных образов качеств объектов материальной действительности, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия этим качествам. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  3. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — термины теории познания 17-18 вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества — протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, — цвет, звук, вкус, запах. Большой энциклопедический словарь