МИН

МИН (кит., буквально – предопределение, а также судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ) – категория китайской философии, сочетающая значения «жизненное предопределение» и «предопределенная жизнь». Этимологический смысл иероглифа мин – «устный приказ» (включает элементы «рот» и «приказ»). Осмысление Неба как «безмолвно» руководящей миром силы («Учитель сказал: Разве Небо что-нибудь говорит?») – «Лунь юй» – привело к философскому истолкованию понятия мин как негласного предписания, судьбы, определяющей и жизнь и смерть. Напр., в «Лунь юе» смерть в одном случае определяется как мин, в другом случае – как утрата мин (ср. рус. «Не судьба» и «Такова судьба»). В отличие от западных терминов, выражающих два аксиологических понятия судьбы – как равно несвободных счастливой случайности и несчастливой необходимости (греч. τύχη – ἀνάγκη, αἶσα – δίκη и т.п.; лат. fortuna – fatum; рус. счастье – рок, судьба – участь и т.п.), мин выражает понятие судьбы как предопределения, допускающего возможность свободы. Мин предполагает отсутствие необходимости в двух смыслах: 1) возможность изменения самого предопределения; 2) возможность подчинения ему либо уклонения от него. Основные корреляты мин – понятия тянь [ТЯНЬ](Небо) и син («[индивидуальная] природа») – отражают представления (гл. о. конфуцианские) о реализации «предопределения» на уровне космоса, социума (Поднебесной), государства и на уровне отдельной «вещи», в т. ч. человеческой «природы».

Понятие мин появляется в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. в древнейших памятниках (см. «Ши цзин», «Шу цзин»)гл. обр. как атрибут Неба – «небесное предопределение» (тянь мин). Уже в «Ши цзине» представлена идея «обновления предопределения» (мин вэй синь – современное значение «реформа»), а в «Чжоу и» – «смены предопределения» (гэ мин – современное значение «революция»). Первоначально понятия «тянь мин» и «гэ мин» проецировались исключительно на социум и его репрезентанта – правителя (Сына Неба – Тянь цзы). Мин рассматривалось как «повеление», «мандат» высшей регулятивной силы – Неба, адресованный правителю. Несоблюдение велений Неба могло привести к передаче «мандата» другому лицу. Напр., в «Шу цзине» идеей гэ мин, понимаемой как несение кары за порок и воздаяние за добродетель, объясняется падение династии Инь и воцарение династии Чжоу в 11 в. до н.э. Основополагающую теоретическую разработку концепции изменения «(небесного) предопределения» осуществил Мэн-цзы,хотя и без применения термина «гэ мин»: передачей власти над Поднебесной распоряжается Небо и при нарушении нормального династийного правления негодный правитель становится узурпатором трона, который передается Небом подлинному Сыну Неба.

Расширение понятия Неба, ставшего выражением высшего природного начала, привело к включению в смысловой спектр понятия «небесное повеление» представлений о некоем импульсе, посредством которого Небо наделяет вещи определенными свойствами, – о «предопределении». Это проявилось уже в раннеконфуцианских трактовках бинома «тянь мин», который отчетливо противостоит понятию «тянь чжи» («небесная воля») у моистов (см. Mo цзя):мин у конфуцианцев не предполагает конкретного субъекта волеизъявления. Но если сам Мо Ди [МО ДИ]полагал, что любая вера в «предопределение» бессмысленна, т.к. «парализует» человека, судьба которого на самом деле зависит лишь от его прилежания и настойчивости в выполнении познаваемой «воли Неба», то Конфуций считал «познание предопределения» (чжи мин) обязательным для «благородного мужа» (цзюнь цзы). Последователи Конфуция, основываясь на принципе гомоморфизма макро- и микрокосма, осмыслили возможность познания и изменения человеком собственной «[индивидуальной] природы» (син) как возможность познания Неба и влияния на него: «Способный исчерпывающе [раскрыть] свою природу... может войти в триединство с Небом и Землей» (см. «Чжун юн»). Под «исчерпывающим [раскрытием]» подразумевается совершенное знание своей истинной природы и адекватное этому знанию поведение. Основополагающие для конфуцианства представления о двух видах связей между человеческой «природой» и «небесным предопределением» закреплены в «Чжун юне» («Предопределяемое (мин) Небом называется природой (син)»), а также в комментирующей части «Чжоу и» («До истощения [исследуются] принципы, до исчерпания [раскрывается] природа – для того чтобы дойти до конца в том, что предопределено (мин)»).

Согласно Мэн-цзы, «если нет доводящих до конца, а нечто доходит до конца – это предопределение». Мин у него рационально и нефатально: «Нет ничего, что не было бы не предопределено, но следует воспринимать только правильное [предопределение]. Поэтому знающий предопределение не станет под нависшей [и готовой рухнуть] стеной». Субъект может «утвердить предопределение» либо «устранить» его. Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ]фактически развил эти идеи в тезисе о творческом «устроении небесного предопределения». Дун Чжуншу [ДУН ЧЖУНШУ]компромиссно признал существование двух видов «предопределения»: «великого» (да мин), которое «телесно» (ти), т.е. природно, и «изменяющегося» (бянь мин), которое «политично» (чжэн), т.е. подвержено социально обусловленным изменениям. Ван Чун [ВАН ЧУН]истолковывал мин как воздействие природных («пневменных»-ци) задатков на продолжительность жизни и возможность достичь благосостояния. Он критически изложил концепцию трех видов «предопределения»: 1) «правильное» (чжэн мин) – максимальная степень благосостояния, которой человек способен достичь при своих природных задатках; 2) «окказиональное» (суй мин) – достижение благосостояния при концентрации усилий на должном действии и бедствие в случае «подчинения чувственности и разгулу страстей» того, на кого это «предопределение» нисходит; 3) «инцидентное» (цзао мин) – когда «благие» действия приводят к пагубным последствиям из-за неизвестных человеку неблагоприятных внешних факторов. Сюнь Юэ (2 в.) выделял «три категории» (сань пинь) «небесного предопределения», связанные с качеством «природы» человека. Основываясь на положении Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории «предопределения» как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от «человеческих дел» – ее можно изменить в ту или иную сторону.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИН — Кит. династия, правившая с 1368 по 1644. Пришла к власти в результате свержения династии Юань. Основатель империи и династии М. — Чжу Юань-чжан (Тай-цзу) (1368-98); выходец из крестьян, один из руководителей восстания против монг. Советская историческая энциклопедия
  2. МИН — (mnw) в египетской мифологии бог плодородия, «производитель урожаев». Итифаллическое божество. Изображался в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове М. корона, увенчанная двумя перьями. Мифологическая энциклопедия
  3. Мин — Китайская императорская династия (1368—1644). Основана Чжу Юань-чжаном в результате свержения монгольской династии Юань. В начале 15 в. проводила внешнюю экспансию. В 1407 китайского войска захватили Вьетнам. Большая советская энциклопедия
  4. Мин — (Еретик) "Миним" называли в Талмуде* и в мидрашах приверженцев различных сект, преступавших религиозные принципы и законы, принятые в Израиле; например, цдуким, христиан и др. Этимология слова "мин" ("миним" — множ. ч.) не ясна. Энциклопедия иудаизма
  5. мин — МИН .. ministre m. Первая часть сложных слов, со знач. министр. Так как Временное правительство постановило отменить резолюцию последнего императора, то следствие по делу "Императрицы Марии" должно продолжаться, поэтому донести минмору о необходимости... Словарь галлицизмов русского языка
  6. МИН — МИН — в египетской мифологии бог плодородия и скотоводства; покровительствовал рождению людей и размножению скота. Считался также повелителем пустыни и покровителем караванного пути к Красному морю. Большой энциклопедический словарь
  7. Мин — Мин китайская императорская династия (1368—1644). Основана Чжу Юаньчжаном в результате свержения монгольской династии Юань. Свергнута крестьянскими повстанцами под руководством Ли Цзычэна. Большая биографическая энциклопедия