ПАВЕЛ

(греч. Παΰλος как передача лат. Paulus, «малый»)

в христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Таре (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22, 25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18, 3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26, 5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22, 3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7, 58, 8, 1), в арестах христиан в Иерусалиме (8, 3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9, 1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь меня?», 9, 4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1, 17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9, 24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17, 16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16, 26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись духа святого» (13, 9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13, 6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «богу живому», 14, 8-18) и даже воскрешает умершего (20, 9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28, 3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (28, 30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (ср. 2 Кор. 12, 2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла ПО мукам». С. С. Авериниев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Павел — I Па́вел (Pavel) (урожденная — Сырбу, Síorbu) Елена (1.6.1915, с. Самойловка ныне Молдавская ССР,— 1.8.1943, Плоешти), деятель молодёжного движения Молдавии и Румынии. В 1934 вступила в Коммунистический союз молодёжи Румынии. Большая советская энциклопедия
  2. ПАВЕЛ — 1. в раннехрист. традиции один из апостолов. Ортодоксальные теологи ему приписывают 14 посланий, вошедших в Новый завет. В действительности эти послания были составлены не в 1 в. (когда жил, по церк. преданию... Советская историческая энциклопедия
  3. Павел — Павел (лат. Паулюс, «маленький», «низкий»). I: 1) Савл, уроженец города Тарса в Киликии (Деян 9:11; 21:39). Как это часто бывало в новозаветные времена, Савл носил также второе, рим., имя «Павел» (Деян 13:9). П., унаследовавший от отца рим. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Павел — орф. Павел, муж. имя (Павлович, Павловна) Орфографический словарь Лопатина
  5. Павел — Вла, муж. Отч.: Павлович, Павловна; разг. Павлыч. Производные: Павелка; Павлик; Павлуня (Павлюня); Павлуся (Павлюся); Павлуха; Павлуша; Павля; Павлюка; Павлюкаша; Павша; Пава; Паха; Паша; Пашата; Пашуня; Пашута; Пашуха; Паня (Пана); Панюта; Панюха... Словарь личных имен
  6. павел — ПАВЕЛ арх.-кем. паук. Толковый словарь Даля
  7. Павел — Па́вел род. п. Па́вла, др.-русск., ст.-слав. Павьлъ Παῦλος (Клоц., Супр.). Из греч. Παῦλος от лат. Paulus. Диал. па́вел "паук", арханг. (Подв.), из па(в)у́к под влиянием имени собств. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. ПАВЕЛ — ПАВЕЛ (Paulus) Юлий — римский юрист 3 в. В 426 сочинениям Павла была придана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили 1/6 Дигест. ПАВЕЛ (евр. Саул, Савл) — в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском... Большой энциклопедический словарь
  9. Павел — (греч. как передача лат. Paulus, «малый»), «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов... Словарь по культурологии
  10. Павел — Павел архим. Спасо-Евфимиевск. монаст. в Суздале Владимир. губ., † 22 марта 1717, дух. писатель. {Венгеров} ♦ Павел архим. Чудовск. монаст., авт. речей, напечат. в "Древнерусской вивлиофике" 1774—1788-х гг. {Венгеров} ♦ Павел архим, редак. Большая биографическая энциклопедия
  11. ПАВЕЛ — ПАВЕЛ (Paulus) АПОСТОЛ (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) — христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей... Новейший философский словарь