Томсон С.

(Thomson) Сезар (18 III 1856, Льеж — 22 VIII 1931, Виссоне) — бельг. скрипач и педагог. До 7-летнего возраста учился игре на скрипке у отца, затем — у Ж. Дюпюи в Льежской консерватории. Окончив консерваторию в 11 лет (с золотой медалью), совершенствовался под руководством крупнейших мастеров — А. Вьётана, Г. Венявского, Ю. Леонара, Л. Ж. Массара. С 1873 служил камерным музыкантом в Лугано у известного рус. мецената барона фон Дервиса, жившего тогда в Италии. Одноврем. (до 1879) концертировал в городах Италии. С 1879 концертмейстер "Бильзе-оркестра" в Берлине. Как солист прославился после выступления в 1882 на муз. фестивале в Брюсселе. В том же году стал профессором Льежской консерватории, в 1897 — Брюссельской (был преемником Э. Изаи), в 1914 — Парижской, в 1924-27 — консерватории в Итаке и Джульярдской муз. школы в Нью-Йорке (США). Гастролировал в Германии, Великобритании, США. Получил известность и как ансамблист — играл в основанном им (1898) в Брюсселе квартете (с Ш. Ламурё, Вану, Э. К. Жакобом).

Т. — выдающийся представитель бельг. скрипичной школы; обладал тонким художеств. вкусом, его игра характеризовалась прекрасным звуком, отточенной блестящей техникой, бравурностью, яркой эмоциональностью, в то же время его исполнение отличалось поэтичностью. Большое место в репертуаре занимали виртуозные произв., особенно Н. Паганини. Т. принадлежат многочисл. конц. обработки для скрипки произв. А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини; наибольшую популярность на конц. эстраде получила его обработка пассакальи Г. Ф. Генделя. Основываясь на выработанных Т. приёмах игры, Ц. Кёккерт создал инструктивный труд "Рациональные принципы скрипичной техники" (Koeckert G., "Les principes rationnels de la technique du violon", Lpz., 1904).

В. Ю. Григорьев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me