Виола да гамба

(итал. — viola da (di) gamba, viola ad arco, basso da gamba, basso di viola; франц. — basse de viola; англ. — bass-viol, concert viol; нем. — Gambe, Kniegeige, с 16 в. — Bass, с 17 в. — Klein-Bass) — теноровая виола. Наиболее распространённая и стойкая разновидность виолы (см. Виолы), к-рую сокращённо называют также гамбой. По размерам близка к виолончели (дл. корпуса 65-72 см, высота обечаек -11-14 см). Строй теноровой виолы: D, G, с, е, a, d1. Определение "басовая" было дано В. д. г. в связи с тем, что она выполняла функции баса. В 17 в. во Франции появилась семиструнная В. д. г. с дополнительной нижней струной А1 (приписывается Сен-Коломбу), которая перешла и в Германию.

Время расцвета гамбового исполнительства — 16-17 вв., однако в исполнит. практике В. д. г. удерживалась до кон. 18 в. Пользовалась популярностью как сольный, ансамблевый и орк. инструмент, успешно конкурируя с виолончелью. В 16-18 вв. для В. д. г. была создана обширная литература камерного типа: мадригалы, канцоны, ричеркары, сюиты из пьес танц. жанров. Известны также сонаты и концерты для В. д. г. не писали. Авторами сочинений для В. д. г. были Г. Пёрселл, И. С. Бах и др. выдающиеся композиторы, а также виднейшие гамбисты: А. Феррабоско, М. Маре, К. Симпсон, А. Форкре и др. Выдвинулось много гамбистов-солистов: Д. Ортис (Испания), А. Могар, Ж. Руссо, Ке дЭрвелуа, Ж. Ж. Нодо, Ш. А. де Бленвиль (Франция), О. Гиббонс, Дж. Дженкинс (Англия), Д. Функ, И. Шенк, Э. К. Хессе, A. и М. Кюнель, И. Риман (Германия) и др.

Литература: Van der Straeten E., The history of the violoncello, the viola da gamba..., L., 1915; Einstein A., Zur deutschen Literatur fьr Viola da Gamba im 16. und 17. Jahrhundert, "Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft", Lpz., 1905, Beiheft II, 1; Bacher J., Die Viola da Gamba, Kassel, 1932. См. также лит. к статье Виолы.

Л. Н. Раабен.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. виола да гамба — орф. виола да гамба, виолы да гамба Орфографический словарь Лопатина