Парнасцы

(Parnassiens) — название, присвоенное группе французских поэтов, начавших во второй половине XIX в. реакцию против романтизма. Самые известные из П. — Леконт-де-Лиль, Жозе-Мариа Гередиа, Катулл Мендес, Франсуа Коппэ; Арман Сильвестр, Сюлли Прюдом, Леон Диеркс; к ним же примыкают некоторыми чертами своего творчества Т. Готье из романтиков и Бодлэр, Маллармэ и Верлэн — из позднейших. символистов. Название П. — случайное, созданное не самими членами кружка, а их противниками. Сначала молодых протестантов называли "фантазистами" (по имени их первого органа, "Revue fantaisiste"), "стилистами" и "формистами" — за их чрезвычайные заботы о стиле, "невозмутимыми" — по названию поэмы "L'Impassible", написанной Глатиньи и посвященной Теофилю Готье. Когда появился изданный Лемерром альманах под названием "Le Parnasse français contemporain", он укрепил навсегда за группой поэтов, представленных в сборнике, название П. — П. утверждают, что они никогда не составляли литературной школы, подобно романтизму или другим литературным течениям: они были лишь группой поэтов, объединенных общей любовью к искусству. Очень различные между собой, они следовали каждый своим индивидуальным влечениям, не признавая авторитетов, не создавая главы школы. Одни из них — как Леконт-де-Лиль и Гередиа — чувствовали влечение к древним верованиям и легендарным героям с звучными именами; другие, как Коппэ, увлекалис идиллическими уголками Парижа, или, как Мендес и Арман Сильвестр, сочиняли эротические поэмы или поддавались обаянию средневековых легенд. Общей их чертой было стремление к восстановлению правильности и красоты поэтического языка, ставшего чрезвычайно небрежным у эпигонов романтизма. Рядом с культом формы П. выдвинули еще один принцип: чрезмерному лиризму романтиков, доходившему до выставления напоказ всех душевных движений, П. противопоставили объективное отношение к жизни и стремление к отвлеченному. Леконт де Лиль, в сонете "Les Montreurs", стремится показать антихудожественность личного элемента в поэзии и тем самым раскрывает источник реакции против романтизма, принявшей название парнасского движения. Деятелями его были, главным образом, более молодые писатели, как Мендес, Сильвестр, Коппэ, Глатиньи; в Леконте де Лиль, Бодлэре и др. они встретили сочувствующих старших товарищей. Исходя из романтизма и не утрачивая связи с ним (Гюго высказывал сочувствие молодым ревнителям красоты и строгим жрецам стихотворного искусства), П. послужили переходной ступенью от романтизма начала века к символизму конца века. Они установили новые традиции звучного и правильного стиха и дали новые формы, в которые вскоре должны были отлиться и новые настроения. Из новейших, не изменивших традициям П. поэтов особенно выдается Гередиа (см.). История парнасского движения рассказана подробно и увлекательно одним из самых видных основателей движения, К. Мендесом, в книге: "Parnasse Contemporain".

З. В.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Парнасцы — ПАРНАСЦЫ — см. Французская литература. Литературная энциклопедия
  2. парнасцы — орф. парнасцы, -ев, ед. -сец, -сца, тв. -сцем (от «Парнас», группа французских поэтов) Орфографический словарь Лопатина
  3. парнасцы — ПАРНАСЦЫ ев, мн. Parnasse. Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70-х — в начале 80-х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. Виноградов 1994 135. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Парнасцы — ПАРНАСЦЫ или Бесстрастные (Les impassibles) — поэты, принадлежавшие к литературному течению, возникшему во Франции Наполеона III-го, после подавления революции 1848... Словарь литературных терминов