Мунк, Эдвард

(Munch, Edvard)

1863, Лётен — 1944, Экели.

Норвежский живописец. С 1881 учился в Королевской школе рисования в Христиании (Осло), затем в "Академии свободного света" Ф. Таулова (1884), в художественной школе Л. Бонна в Париже (1889—1890). В 1885—1909 много путешествовал, особенно часто посещал Германию, Францию, Скандинавские страны. С 1884 сблизился с богемными кругами Христиании, с писателями и художниками натуралистического направления. В его ранних работах, написанных в реалистической манере, отразились тяжелые впечатления детства, вызванные смертью матери (1868) и сестры (1877): Больной ребенок (1885—1886), Весна (1889, обе — Осло, Нац. галерея). При неоднократных посещениях Парижа (с 1885), знакомстве с художественной жизнью Франции Мунк освоил живописные принципы импрессионизма и постимпрессионизма и к нач. 1890-х выработал собственный стиль. Картины, созданные в период 1892—1902, были объединены художником в цикл под названием Фриз жизни. Замысел цикла (по определению художника, "поэма о жизни, любви и смерти") сложился под воздействием идей символизма, с которыми Мунк познакомился в кружке С. Малларме, а также учений Э. Сведенборга, С. Киркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, увлеченно обсуждавшихся в богемной среде Христиании. Близость к писательским кругам (А. Ю. Стриндберг, С. Пшибышевский, Г. Ибсен, С. Малларме) наложила печать литературности на творчество Мунка. В картинах Фриза жизни личный опыт и непосредственные впечатления художника — пейзажи Осгордстранда, портреты друзей и родных — претворились в обобщающие символические образы. В центральном полотне цикла Танец жизни (1889—1900, Осло, Нац. галерея) фигуры, олицетворяющие разные возрасты и типовые экзистенциальные состояния, движутся по роковому кругу. Лица, объятые страхом, тоской, любовным экстазом, ревностью, отчаянием, предстают как некие архетипы извечной драмы человеческого существования (Ревность, 1895, Берген, частное собрание; Дикий красный виноград, 1898—1900, Осло, Музей Мунка). В композициях Крик (1893, Осло, Нац. галерея), Тоска (1894, Осло, Музей Мунка), Танец на берегу (1900—1902, Прага, Нац. галерея) линии пейзажа расходятся от человеческих фигур концентрическими волнами, ритмично резонирующими импульсами, создавая ощущение психической ауры. Интенсивные цвета прорываются сквозь сумрачную тональность, наполняя ее внутренним свечением; извивающиеся мазки сливаются в мерное колыхание красочных масс. Темы Фриза жизни художник варьировал во множестве рисунков и гравюр, внося в них новые эмоциональные и смысловые оттенки (Крик, литография, 1895; Тоска, цветная литография, 1896). Искусство Мунка 1890—1900-х, будучи ярким выражением символистской эстетики, возвещает зарождение нового направления — экспрессионизма. В 1908 Мунк перенес нервный срыв, потребовавший лечения в клинике. Оправившись от болезни, приступил к работе над большим монументальным циклом для актового зала строящегося университета в Осло (1909—1911). Этот цикл, состоящий из 11 крупноформатных панно, ознаменовал значительные перемены в направлении творческих исканий художника. В университетском ансамбле царит эпический покой. Величественные ландшафты и аллегорические фигуры символизируют неразрывную связь истории с творческими силами природы. В композициях вертикального формата раскрывается тема животворной энергии любви, гармоничного единения мужского и женского начала (Источник, Сбор урожая, Новое сияние, Химия). В аллегориях История, Alma Mater пейзажные панорамы, восходящие ступенчатыми планами, охватывают фигуры людей наподобие амфитеатра. В 1916 Мунк приобрел дом в Экели, близ Осло, где провел последние десятилетия своей жизни, лишь изредка совершая поездки в столицу и другие европейские города. В 1910—1920-х он неоднократно обращался к символическим мотивам Фриза жизни (Звездная ночь, 1923—1924, Осло, Музей Мунка). В образах рабочего люда художник сближается с немецким экспрессионизмом энергией цвета, активностью живописной манеры (Рабочие, возвращающиеся домой, 1913—1915, Осло, Музей Мунка; Человек на капустном поле, 1916, Осло, Нац. галерея). Автопортреты Мунка имеют характер дневниковых записей: замкнутое, суровое лицо окружено множеством деталей интерьера, пейзажа за окном; скептический самоанализ сочетается с хроникой дня (Автопортрет у окна, ок. 1940; Автопортрет между часами и кроватью, 1940—1942, оба — Осло, Музей Мунка). Мунк создал множество произведений печатной графики (гравюры на дереве и на металле, литографии). Он работал также в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался литературным творчеством (Альфа и Омега, 1909).

Лит.: Стенерсен Р. Эдвард Мунк. М., 1972; Эдвард Мунк: Живопись. Графика / Авт.-сост. М. И. Безрукова. М., 1984; Сельц Ж. Эдвард Мунк. М., 1995; Benesh H. Edvard Munch. London; Koln, 1960; Busch G., Block H. Edvard Munch. Munchen, 1974; Messer Th. M. Edvard Munch. Koln, 1989.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me