МЕССА

Центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета..." (Мф 26:26-28), а после еды: "сие творите в Мое воспоминание" (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви. Теологический смысл мессы. Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются. Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо — священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, — принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву. Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы. На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью /с пролитием крови/. После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.

(См. также ЕВХАРИСТИЯ).

СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ

В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения. Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962-1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гстий (лат. hostia — жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды. В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут. В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи — на Вознесение, 15 августа — на Успение Девы Марии, 1 ноября — в праздник Всех Святых и др.). Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo ("мессу для народа") без приношений.

Виды мессы. Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются. На "высокой" мессе молитвы распеваются, на "низкой" — читаются, хотя служба может включать и пение гимнов. Мессы также различаются по сану совершающего литургию, это папская месса, понтификальная (служится епископом) месса. Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой. Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон — реквиемом.

Порядок совершения мессы. Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).

Литургия слова. Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит). Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы. За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу). Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме). После Глории священник приветствует общину словами "Господь с вами", община отвечает: "И со духом твоим", Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы, в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы. После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов (этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус). Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо ("Верую"), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений. Евхаристия состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары — хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре. Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню ("Отче наш"), за ней следует молитва "Агнус деи" ("Агнец Божий"). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est — "Идите, (собрание) отпущено", отсюда и название "месса") и дает заключительное благословение.

Ординарий и проприй. Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него. II Ватиканский собор 4 декабря 1963 принял конституцию "О богослужении", которая обозначила начало глубокого обновления или реформирования церковного богослужения. В отношении мессы была поставлена цель сделать службу более понятной и вовлекать верующих в полное и деятельное участие в богослужении. Так, стало возможным развернуть алтарь, чтобы священник оказывался лицом к общине; было разрешено заменять традиционный латинский язык в текстах мессы на местные языки. Сама месса стала короче, не утратив основной формы и структуры.

Евхаристические обряды в других церквах. Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей — проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части — чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей — евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.

МУЗЫКА

Музыка — важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15-17 вв., писавших мессы — Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции "О богослужении" подчеркнул, что "церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами". Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М., 1910 Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. месса — -ы, ж. Католическая обедня. Кончилась месса, из дверей церкви на широкие ступени лестницы пестрой лавою течет толпа. М. Горький, Сказки об Италии. || Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения, обычно с сопровождением органа и оркестра. Месса Листа. Месса Баха. [итал. messa] Малый академический словарь
  2. МЕССА — (позднелат. missa, франц. messe) — принятое католич. церковью назв. литургии. Порядок проведения, состав М. в осн. были определены Тридентским собором (1545-63). 2-й Ватиканский собор (1962-65) внес изменения в М. (разрешив, напр. Советская историческая энциклопедия
  3. Месса — (франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto — посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) — как муз. жанр — циклич. вокальное или вокально-инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения католич. Музыкальная энциклопедия
  4. месса — Ме́сс/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Месса — (франц. messe, от позднелат. missa) принятое католической церковью название литургии (См. Литургия). Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков; фиксации они подверглись в основном на Тридентском соборе (1545—63). Большая советская энциклопедия
  6. месса — орф. месса, -ы (богослужение) Орфографический словарь Лопатина
  7. месса — МЕССА ы, ж. messe f. <�лат. missa. 1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное "Réveillon". Ю. Безродная Золотое дно. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Месса — (фр. messe, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Католическая энциклопедия
  9. месса — см. >> богослужение, священнодействие Словарь синонимов Абрамова
  10. месса — Часть католич. богослужения (когда священник причащается, а дьякон обращается к прихожанам: ite, missa est (идите собрание распускается), и собравшиеся расходились. Так как во время церковного празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нем. Фразеологический словарь Михельсона
  11. месса — МЕССА -ы; ж. [итал. messa] 1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м. 2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха. Толковый словарь Кузнецова
  12. месса — МЕССА, ы, ж. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова
  13. месса — Мессы, ж. [фр. messe]. Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Большой словарь иностранных слов
  14. месса — М’ЕССА, мессы, ·жен. (·франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). | Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова
  15. месса — месса ж. 1. Главное богослужение в католической церкви. 2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа). || Концертное произведение такого характера. Толковый словарь Ефремовой
  16. МЕССА — МЕССА (позднелат. missa, итал. messa, нем. Messe) — главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis — высокая... Большой энциклопедический словарь