Музыкально-этнографическая комиссия

Научная организация, созданная в 1901 при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоявшего при Моск. ун-те. В состав комиссии входили учёные-этнографы и фольклористы — А. В. Марков, Н. А. Янчук (пред. комиссии), специалисты в области муз. фольклора, в т.ч. Д. И. Аракишвили (Аракчиев), Е. Э. Линёва, А. М. Листопадов, А. Л. Маслов, В. В. Пасхалов, М. Е. Пятницкий, композиторы — П. И. Бларамберг, А. Т. Гречанинов (товарищ пред. комиссии), M. M. Ипполитов-Иванов, Вик. С. Калинников, А. Д. Кастальский, Н. С. Кленовский, А. Н. Корощенко, Н. В. Лысенко, С. И. Танеев, муз. деятели, учёные и критики — Н. Д. Кашкин, Г. Э. Кошос, И. В. Линаев, Ю. Н. Мельгунов, Ю. Д. Энгель, В. Л. Яворский, а также исполнители нар. музыки, преим. певцы. Комиссия ставила своей задачей собирание, изучение и пропаганду нар. песни, муз. просвещение масс, демократизацию муз. образования и муз. деятельности на основе широкого внедрения фольклора во все сферы муз. жизни. Деятельность комиссии носила просветит. характер, что сказалось в организации хор. кружков для рабочих (Пречистенский хор под рук. Линёвой при Введенском нар. доме), в создании Нар. консерватории (с 1906, преподаватели Линёва, Энгель, Яворский, Танеев), Муз. уч-ща под рук. А. Л. Маслова и журн. "Музыка и жизнь" (1908-12). Для науч. деятельности комиссии характерно сочетание спец. фольклористич. аспектов (собирание нар. песни, её сохранение, аналитич. задачи) с широким общественно-идеологич. подходом (освоение нар. песни композиторами, трактовка её как живого проявления нар. творч. начала, проблема исполнительства в муз. фольклоре).

Комиссия осуществила запись многочисл. нар. напевов и начала их теоретич. исследование, распространила в России передовые методы записи напевов (фонограф), поставила на науч. основу обработку нар. песни и выдвинула проблему её конц. исполнения, способствовала включению нар. песни в уч. программы консерватории. М.-э. к. проводила этнографич. концерты, издавала науч. труды и общедоступные муз. пособия, организовывала общедоступные муз.-уч. заведения. В 1921 комиссия была распущена, на её основе создана Этнографич. секция в системе Гос. ин-та муз. науки (ГИМНа) под рук. В. В. Пасхалова, в к-рую вошёл ряд деятелей М.-э. к.

Работы М.-э.к. и её членов: "Труды Музыкально-этнографической комиссии", т. 1-2, М., 1906-11; Линева Е., "Великорусские песни в народной гармонизации", вып. 1-2, СПБ, 1904-09; её же, "Всеобщая перепись народных песен в России", М., 1914; Маслов A., "Опыт руководства к изучению русской народной музыки", М., 1911; Янчук H. A., "Народная песня и её изучение", СПБ, 1914; его же, "О музыке былин в связи с историей их создания", в кн.: "Русская устная словесность", т. 2 — Былины. Исторические песни, под ред. М. Сперанского, М., 1919.

Литература: Канн-Hовикова Е. И., Собирательница русских народных песен Е. Э. Линева, М., 1952.

С. Н. Кондратьева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Музыкально-этнографическая комиссия — Научно-просветительская организация, основанная в 1901 при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. Создана с целью собирания, изучения и пропаганды фольклора. Москва. Энциклопедический справочник